Как убить город

Aug 03, 2013 13:22



Большой пост про то, как безжалостно и бессмысленно обошлись в ХХ веке
с Москвой, у eho_2013. Да, все так...

Оригинал взят у eho_2013 в Почему Смоленский бульвар называют бульваром?

Я уже выкладывала пост на эту тему в феврале 2013 года, но тогда я делала только первые шаги в ЖЖ, друзей у меня было немного, и мало кому мой пост попался на глаза. Сегодня в комментариях к другому посту снова зашел разговор о бульварах на Садовом Кольце, и я решила вернуться к этой теме, значительно дополнив и расширив свой первый материал.

Начинаю с современной фотографии, чтобы можно было по-настоящему осознать весь масштаб перемен.



Москва, Садовое кольцо, Смоленский бульвар. Моя малая родина... Трудно представить, что всего сто лет назад это место было тихим, зеленым и вполне патриархальным. Вот так этот квартал выглядел в 1913 году:



Этот милый ампирный особнячок принадлежал инженеру В.Г. Шухову, строителю Шаболовской башни. Снимок из знаменитой коллекции Э.В. Готье-Дюфайе. Угол Смоленского бульвара и 1-го Неопалимовского переулка.



А этот снимок, как считается, сделал сам Владимир Григорьевич Шухов.



Это вид с крыши шуховского особняка непосредственно на сам бульвар (в сторону Смоленской площади). Да, тогда бульвар был бульваром, а теперь такое архаичное название носит улица, на которой и деревьев почти не осталось.
В левой части снимка - особняк князей Львовых, в гостях у которых здесь бывал Лев Толстой. Этот особняк - одно из немногих зданий старой застройки, сохранившееся до наших дней.

В те годы бульвар был застроен преимущественно особняками, хотя к 1910-м годам здесь стали появляться комфортабельные многоквартирные дома. Это было общей тенденцией московской жизни...



Особняк Маргариты Морозовой (вдовы текстильного магната) на Смоленском бульваре. Этот дом в начале ХХ века стал центром притяжения творческой интеллигенции - большинство художников, полотна которых ныне составляют гордость Третьяковской галереи, многие композиторы, политики, философы, литераторы бывали здесь по-свойски.



Вид в сторону Смоленского бульвара со стороны Смоленской-Сенной. Видны возы с сеном, выставленные на продажу  на Сенном рынке, а за ними начинается зелень бульвара.



1906 год. Выборы в 1 Государственную Думу. Избирательный участок на Смоленском бульваре устроен в училище Бахрушина. Общественная активность высока, огромная очередь на вход, но среди избирателей исключительно мужчины. Женщины в дореволюционной России избирательных прав не имели.



Доходный дом художника Василия Кандинского, построенный рядом со Смоленским бульваром в 1914 году (современная фотография).



Магазинчики на Зубовской площади перед Смоленским бульваром в 1920-х годах, справа виден дом Кандинского, к тому времени национализированный.

Застройка вокруг была малоэтажной, из мастерской художника на верхнем этаже и из окон башенки открывались замечательные виды. Кандинский писал то, что видел...



Василий Кандинский. Смоленский бульвар



Василий Кандинский. Зубовская площадь

Нашим современникам Зубовскую площадь трудно узнать. В те времена она выглядела вот так:



Зубовская площадь в 1920-х годах. В доме с аптекой в торце Зубовского бульвара в начале 1880-х проживал художник Суриков. Он тоже имел привычку писать то, что видел из окна.



Василий Суриков. Зубовский бульвар



Василий Суриков. Зубовский бульвар зимой



Снимок 1920-х годов. По Смоленскому бульвару катится трамвай Б, знаменитая московская "букашка", в конце 1930-х уступившая место троллейбусу. Дома №№ 15 и 17 имеют уже практически современный вид. Хотя дом № 17, на фоне которого едет трамвай - это перестроенная до неузнаваемости усадьба Римских-Корсаковых. На боковые флигели "посадили" крылья многоквартирного дома.
Ныне на доме № 15 мемориальная доска свидетельствует, что в нем жил генерал Карбышев, а на доме № 17 - что артист и режиссер Эраст Гарин (наш любимый король из "Золушки"). Но на самом деле, здесь жило намного больше замечательных людей, просто не каждый удостоился памятной доски.



Середина 1930-х годов. Бульвары на Садовом кольце вырубают. Работы на Смоленском бульваре. В кадре снова дома №№ 15 и 17.

Архитектор Корбюзье предлагал советскому правительству не рушить и не перестраивать старую Москву, оставив город заповедным. А новую социалистическую Москву сразу возводить на Юго-Западе, за Воробьевыми горами, на пустом месте и по своему вкусу. Но к его словам не прислушались. В 1936 - 1937 гг. городские власти занялись реконструкцией Садового Кольца, и в частности, Смоленского и Зубовского бульваров. Главным в этой "реконструкции" стал тотальный "лесоповал"...  Бульвары, Зубовская, Смоленская-Сенная и Смоленская площади ныне выглядят как один широкий, протяженный проспект, тянущийся по линии Садового Кольца. Особенно условна граница между Смоленским бульваром и Смоленской-Сенной, имеющими общую нумерацию домов. А ведь когда-то бульвар был настоящим бульваром, с вековыми липами, с зелеными аллеями каштанов и кустами сирени, с клумбами, с лавочками в тени деревьев. В 1937 году трамвай "Б", ходивший по Садовому, заменили на троллейбус. В это же время были уничтожены все сады и бульвары по линии Садового кольца. Начальство, пролетавшее по городу в автомобилях, заботилось прежде всего о нуждах автомобилистов - на месте прекрасных старинных бульваров должна была появиться широкая автострада, опоясывающая Москву. Та же участь была уготована и Бульварному кольцу. Сталин лично высказывался против деревьев и даже газонов на центральных улицах. Пояснение к Генплану 1935 года развивало мудрое указание вождя: "Растительность московских бульваров все равно осуждена на скорую гибель. Запыленная, дышащая выхлопными газами автомобилей, сдавленная массивами высоких домов, окруженная со всех сторон асфальтом и камнем, она чахнет и даже перестала служить декоративным целям. Она не ласкает глаз, а скорее оскорбляет его".



Раскорчевка Зубовского бульвара

Любые возражения против Генплана 1935 г. в принципе или даже в частностях классифицировались как действия классовых врагов. Партия призывала к повышенной бдительности и суровому пресечению инакомыслия и вольнодумства.
        "Потребуется упорнейшая большевистская борьба со всеми попытками сопротивления классовых врагов". Под этими строками, характерными для официальных документов того времени, стоят подписи архитекторов К. Алабяна, И. Жолтовского, А. Щусева, В. Веснина, Г. Бархина, Л. Полякова, Б. Иофана. Действительно ли талантливые мастера мечтали снести старую Москву, снести здания и церкви, пришедшие из глубины веков или возведенные по их собственным проектам в начале века? Кого-то, вероятно, увлекала перспектива крупномасштабных проектов, полностью меняющих облик города, а кто-то просто не нашел в себе мужества не поставить подпись и автоматически перейти в стан "классовых врагов". Шли тридцатые годы...
   Что ж, логично - вместо того, чтобы привести в порядок и вернуть к жизни московские бульвары, свести их под корень, чтобы не чахли, и залить все асфальтом, раз он уже и так проложен в боковых проездах. А потом пусть люди, проживающие в "массивах высоких домов" дышат "выхлопными газами автомобилей" и "чахнут" ради "упорнейшей большевистской борьбы со всеми попытками сопротивления классовых врагов".



Смоленский бульвар уничтожен, но еще не залит асфальтом.



Сейчас Смоленский бульвар выглядит так. Несколько деревьев остались только во дворе 17-этажного дома "на ножках".



А вот современная Зубовская площадь и Зубовский бульвар



Реконструкция Зубовской площади. Снос дома Сурикова в середине 1930-х годов



1937 год. Транспортных проблем еще нет, черные воронки по ночам пробок не создают. Зато на Смоленском бульваре комфортно чувствуют себя разнообразные движущиеся устройства, к примеру, цистерна с живой рыбой. Рыбу можно купить "с колес".



1941 год, начало войны. Конница генерала Доватора уходит по Смоленскому бульвару на фронт.
Дом № 7/9 на месте шуховского особняка уже построен, но еще не заселен, "законсервирован" в связи с войной без внутренней отделки. Его достроят только к началу 1945 года военные части, находящиеся на переформировании.



Ноябрь 1941 года. Войска идут по Зубовскому бульвару в сторону Смоленской площади, чтобы повернуть на Запад, навстречу врагу



1944 год. Смоленский и Зубовский бульвары моют после того, как по ним прогнали строем пленных немцев.



1957 год, Фестиваль молодежи и студентов. Ликующие толпы на Смоленском бульваре. Впереди виден высотный дом, построенный на Смоленской-Сенной площади в 1952 году.



Еще один фестивальный снимок. Грузовики с делегациями движутся на Смоленский бульвар со стороны Зубовской площади.



Любимое праздничное развлечение советских времен. Техника с Красной площади после парада шла по Садовому кольцу и местные жители стекались сюда, чтобы принять свой собственный парад. Конец 1960-х - начало 1970-х годов, судя по форме одежды - 7 ноября. Ракеты с Зубовской площади вывозят на Смоленский бульвар.



Ракета на Смоленском бульваре. Те же годы, но уже майские праздники.



На Смоленском бульваре снимают кино. Примерно 1969 год (17-этажный дом "на ножках" еще не до конца достроен). Вообще, Смоленский часто попадал в объектив кинематографистов. Например, дом № 17 "сыграл" значительную роль в фильме Рязанова "Старые клячи". Именно в нем расположился офис злодея-бизнесмена Хоменко. Тогда в доме был ювелирный магазин под названием "Золотая рыбка", и его вывеска прекрасно вписалась в сценарий.



Вот она, Смоленка наших дней. Вид на Смоленский бульвар от Смоленской-Сенной площади. И это все - под окном... Я, конечно, иногда уезжаю из родного дома, порой даже надолго. Но уж если я дома, всех прелестей Садового кольца мне хватает. Причем прелестей как со знаком минус, так и со знаком плюс. От минусов защищаемся старым проверенным способом: балкон, выходящий на Смоленский бульвар, основательно застеклили и сделали на нем индивидуальную защиту из зелени. Отчасти помогает.



Вот как-то так. Распахиваешь балкон, а там вместо Садового кольца джунгли. Эх, а могли бы жить на невырубленном Смоленском бульваре в парковой зоне...

Большая часть фотографий с сайта www. oldmos.ru

.

Прочитано, Тексты_о_городах

Previous post Next post
Up