И тут дворик!

Sep 24, 2022 07:43



XIX век - время больших пафосных национальных монументов. До того ставились памятники монархам и статуи святых, ХХ век дал поводы для военных монументов. А XIX век - как раз про «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?». Про страну, про нацию. Можно начать с   Вандомской колонны, можно, наоборот, с Александровской. А потом сравнить с будапештским монументом. Поучительно!







Большие национальные монументы центричны и иерархичны. Пирамидальны. Есть некий центр, некая идея, вокруг которой строится вся композиция. Часто это женская фигура, персонификация веры, могущества, нации или свободы. Или же одинокая колонна, лишённая главной функции колонны - нести тяжесть.





Если фигура мужская - всё ещё проще: это воин, и в руках у него меч (позднее в статуе Родины-Матери обе идеи сольются). Самое важное в этой фигуре, как и во всей концепции монумента, всегда находится на самом верху. Меч, сабля, факел, корона, крест.



Огонь факела у американской Свободы, острие сабли или меча у разнообразных воинов.



Корона у Нидервальдской Германии. Там вершина пирамиды, там главная точка, самая суть, гегелевский Абсолют - зря, что ли, чемпионами по большим монументам были немцы?

МОНУМЕНТ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Венгрии, задуманный в честь праздника, отмечавшегося в 1896 году и возводившийся в течение нескольких последующих десятилетий, закрывает собой век больших монументов. И полностью из него выпадает.



У монумента Тысячелетия, казалось бы, высшая точка есть. На вершине центральной колонны стоит ангел, точнее, архангел Гавриил. Но пирамида вокруг него не выстраивается. Всадники внизу его просто не видят, о его присутствии не подозревают. Смотрят не наверх, не на персонификацию идеи, какой бы она ни была, а вперёд, в сторону Дуная, в будущее страны. Колонну с архангелом они обходят как стоящее на пути дерево, как естественное природное препятствие - мало ли чего на пути с Урала попадалось…

У будапештского архангела на вершине колонны имеется в руках и крест и корона, но, во-первых, они друг друга уравновешивают, а во-вторых, над ними, выше и заметнее их - два крыла, поднятые так высоко, что они сами становятся вершинами всего монумента, тем самым геометрическую единственность высшей точки напрочь отменяя.
Мы ожидали пирамиды? Её нет.

Монумент состоит из трёх частей: 1) колонны с ангелом, 2) группы из семи всадников у её основания и 3) колоннады с фигурами правителей*, охватывающей по дуге площадь и разорванной посередине.
*С составом изображённых персон там интрига, уже в этом журнале разобранная, и сейчас возвращаться не будем.



Изначально, во всяком случае, памятник изображал четырнадцать королей Венгрии, от первого, святого Иштвана, до пребывавшего на престоле Франца Иосифа (в том числе Яноша Хуньяди, не короля, но регента, спасителя Отечества и отца короля Матяша - желающим предлагается поспорить, какая из функций важнее). Естественно сравнивать будапештский монумент с памятником Тысячелетия России, где круг изображённых не в пример шире. «Уже то обстоятельство, что на монументе, официально репрезентировавшем Российское государство, «писатели и художники» были широко представлены и, более того, приравнены ко всем предыдущим группам, изображённым на памятнике, - «просветителям», «государственным людям», «военным людям и героям», свидетельствовало о глубоком разрыве с официальной идеологией николаевской эпохи /…/. Из писателей, помимо Ломоносова, Державина, Фонвизина, Карамзина, Крылова, Жуковского, Гнедича, Пушкина и Лермонтова, на памятнике изображены Гоголь и даже Грибоедов, ограничения на издания которых были сняты только при Александре II».  Это я НЛО цитирую.



Здесь - короли. Но тоже не все. Все не поместились бы, и следующим за королём Иштваном, начинающим ряд, стоит св. Ласло, хотя в ряду правителей он был не вторым, а девятым. Между Кальманом Книжником и Андрашем II Крестоносцем пропущено аж одиннадцать королей, а стоящий рядом с Андрашем Бела IV - его сын. История пульсирует, и пульс этот неровный. Отсутствуют целые династии: Люксембурги (1), Ягеллоны (3). Исключена независимая Трансильвания: история Венгрии трактуется как составляющая Австро-Венгрии. Что ж, такова была логика политической ситуации.
Но отсутствует и Иосиф II. Это уж чистой воды каприз, потакание чувству в ущерб исторической истине: Иосиф в истории занимает место куда более значимое, чем его младший брат Леопольд. Но Леопольду место нашлось, а Иосифу нет - а не надо было пренебрегать венгерской коронацией.



На фоне прочих монументов эпохи будапештский - ещё и очень невысокий. Да, колонна поднимает архангела на 36-метровую высоту, но до королей недалеко, а к вождям-первопроходцам и вовсе можно забраться, за хвост лошадей подёргать, у копыт посидеть.

И, отметив эту соразмерность монумента не сверх-идее, а живому человеку, замечаешь, наконец, главное. Монумент этот мало того, что не пирамида. Он - улица.
…Архитектура на улицах Будапешта звучит музыкой, служа ритмическим сопровождением человеческой походке. Арки витрин и входных дверей поднимаются, как волны, и, как волны, спускаются к тротуару. Пять шагов - арка, пять шагов - арка.
А наверху, над арками, как триумфальный удар медных тарелок - то атланты, поддерживающие балконы, то капители коринфских пилястр, то львиные морды. Человек идёт - а город ему подыгрывает, аккомпанирует.



И точно так же он идёт мимо ряда королей, те ж пять шагов - новый король, в новой архитектурной раме… тем более, что на первых эскизах архитектора А. Шикеданца статуи обрамлялись как раз арками.

Но колонны образуют полукруг, так что первая статуя, св. Иштвана, оказывается напротив последней, тогда (что правильно) - короля Венгрии Франца Иосифа, сейчас (что парадоксально) - его непримиримого врага, Лайоша Кошута. Таких улиц в Будапеште вроде бы нет… И тут хлопаешь себя по лбу: это ж дворик!

Это воспроизведённая чуть в больших масштабах (монумент всё-таки) логика классического будапештского дворика - с его чередой равноценных и равнозначных окон (здесь - проёмов в колоннадах), со своей жизнью за каждым окном (здесь - с разными правителями и отмечаемыми их фигурами историческими этапами), с принципиальной уравновешивающей горизонтальностью (здесь - сопоставимой исторической важностью).

Так вот почему площадь Героев такая живая, не пафосная, не церемониальная - а домашняя, своя. Она всё о том же, оказывается. О доме. Тут даже здание Парламента на самом-то деле - « Дом страны» И не «завоеванием Родины» надо переводить венгерское слово honfoglalás, описывающее приход на Дунай венгерских племён в 896 году, а «Обретением дома».

Домой идут эти семеро, что обошли колонну с архангелом Гавриилом, короной и крестом, не глядя. Главная идея - дом. О том и монумент.

Фото монумента Тысячелетия мои, остальные из сети.

#БудапештскиеПодробности

#БудапештскиеПодробности, Экскурсии, Площадь_Героев

Previous post Next post
Up