Туристам, приезжающим на день-другой я, конечно, не успеваю этого рассказать. А на прогулках с будапештцами получается…
Миклош Ибл, архитектор, которому город обязан самыми красивыми своими зданиями и, более того, самим духом и стилем, начинал у Михая Поллака - классициста и, на мой взгляд, весьма посредственного. Одно то, как неловко он поставил на бульваре здание Национального музея, приводит на ум сравнение (и не в его пользу) с работами Воронихина над Казанским собором и Росси над поворотом арки Главного штаба, о чём в недавней
лекции так хорошо рассказал Максим Атаянц. У петербуржцев в обоих случаях - остроумные решения, у Поллака же, похоже, проблема не то что не решена, но даже и
не была осознана.
Однако Миклош Ибл, человек иной эпохи, иной эстетики, иного - заметим в скобках - государства, к учителю своему относился всю жизнь с предельным уважением, спроектировал гробницу Михая Поллака и усыновил его осиротевшего внука.
Говорят, «Учитель приходит, когда ученик готов». Или наоборот: когда мастер готов стать учителем, у него появляется ученик. В данном случае - чужак, молодой немец из Гамбурга, сын каменщика, Хенрик Шмаль. И вот тут я задумалась: как угадать талант в будущем архитекторе? Пятнадцатилетний Саша Пушкин прочёл на экзамене свой стих - и старик Державин услышал гениальность, не мог не услышать! Юноша Леонардо написал ангела в «Крещении Христа» - и Андреа Верроккьо увидел: это ученик, который его, учителя, превзойдёт. И не счесть сюжетов, где оперная прима капризничает, на сцену выходит никому не известное юное дарование - и все такие: «Ах!»
Но архитектор-то как продемонстрирует свой талант до того, как ему кто-то что-то доверит построить? Что должен был сказать или нарисовать тот Хенрик, чтобы пятидесятипятилетний Ибл
взял его под своё крыло и научил за свой счёт архитектуре / а szárnyai alá vette és saját költségén kitaníttatta építésznek?
Сегодня попробуем разобраться.
#ТомуЛиЯТебяУчил?