"Я глядел на нее и не мог наглядеться. И знал столь же твердо как то, что умру, что люблю ее больше всего, что когда-либо видел или мог вообразить на этом свете. От нее оставалось лишь легчайшее эхо той нимфетки, но я боготворил ее, эту Лолиту, бледную и оскверненную, с чужим ребенком под сердцем. И даже если глаза ее потускнеют, даже тогда я буду с ума сходить от нежности при одном виде ее дорогого лица" - мысли, которые словно светотень пробегали по пронзительному лицу Джереми Айронса - Гумберта в представлении режиссера Эдриана Лайна, звучали в едином ритме с сердцебиением, которое у меня порядком нарушилось, пока я смотрела этот фильм. Во-первых, я глядела и не могла наглядеться на Айронса и совсем не чувствовала отвращения и презрения к "этому педофилу", как и не чувствовала этого в процессе чтения романа. Разве те, кто столь однозначно трактуют "набоковсого демона", не сознают, что суть произведения гораздо глубже и шире, чем однозначное: "фу, извращенец"?... В один из долгих зимних вечеров, я закрыла книгу,перелистнув последнюю страницу и поняла, что только что прочла самое прекрасное признание в любви, заставившее отойти в тень искушенных Франсуазу Саган, Гайто Газданова, Ремарка и других авторов. И это понимание еще долго жило у меня в сердце спазмом. Конечно, кино это всегда чуть-чуть или совсем не то, что и книга (однозначное исключение - "Мосты округа Мэдисон")- весь монолог Гумберта Гумберта в кино вплести невозможно, да и зачем, ведь это не театр, поэзия кино в том и состоит, что без слов, или с необходимым минимумом, тебе рассказывают самое сложное и проникновенное. Так вот, Джереми Айронс, на которого я все не могла наглядеться,настолько "вчитал" и прочувствовал Гумберта, что только глазами и еще чем-то необъяснимым (душой, наверно)говорил все, что Набоков "исповедовал" бумаге.Не без помощи оператора, конечно. Такой красивый свет и его отсутствие (где надо)создает удивительную атмосферу и ставит этот фильм в ряд с теми, каждый кадр которых - отдельное художественное произведение.То же самое можно сказать и о музыке,или совсем и не нужно, имя Энио Марриконе в этом не нуждается.Эх, хотелось поделиться впечатлением, а получается рецензия. В принципе, неплохо, если на один позитивный отзыв станет больше - удивительно, но борцы за чистоту нравов сделали все, чтобы фильм провалился в прокате и совсем неожиданно то, что одной из первых стран "рискнувших" показать "Лолиту", стала Россия. Отдавали, наверно, дань памяти Владимиру Набокову, а может, как никто другой, почувствовали и поняли, что "Лолита" - фильм не о педофиле и извращенце, а вновь о "загадочной русской душе, подверженной страстям и всегда обретающей рай, через ад".
О Доминик Суэйн писать не буду - она блистательна в роли Лолиты. А что иное еще скажешь о лице, способном источать и бесконечную женственность,взрослость и вдруг невероятно светлую, до боли детскую улыбку?
P.S. пока писала текст все думала, почему Гумберт - педофил и плохой человек, если осетины брали в жены 12-летних?...