Причин, по которым это гиперважно для Ульяны, по-настоящему много. Расскажу те две, которые лежат на поверхности и больше всего меня радуют.
Для ребёнка-подростка особенно свойственно это вот нытьё, что всё у него в жизни не так складывается. Уровень требований и желаний уже взрослый, а тормозов нет и мозги пока детские. И вот, у дочери моей эта болезнь страшно обострилась: буквально всё у нас непутёво (и в семье, и в квартире, и в устройстве жизни, и, конечно, в ней самой, в несчастной Ульяне).
Общение со свежеприобретенными друзьями серьезно перевернуло карты: выяснилось, что у всех детей, во всех семьях есть свои трудности, порой куда существеннее наших! И ничего, народ живёт, не горюет.
Примеры. После переезда в кв-ру по-прежнему не закончен мой героический ремонт (я на него вообще забила), до сих пор целая комната лежит с так и не разобранным хламом, да и на текущую уборку я, мягко говоря, далеко не ежедневно жертвую время-силы. В итоге моя собственная неудовлетворенность бытом проецировалась на детей, и у Ульяны сложилось впечатление, что у нас в квартире всё очень плохо. Для успокоения души даже сформулировали дежурную фразу для гостей: «Извините, мы недавно переехали и еще не закончили ремонт» (ха, будем говорить ее еще много лет). Так вот, познакомившись с Амалией (об этом позже), которая вместе с родителями (мигрантами), братом, дедушкой и кем-то еще (чуть ли не ввосьмером) проживает в съёмной однокомнатной квартирке-хрущевке, Ульяна, побывав там, зашла домой, осмотрелась и уверенно заявила: «Мам, а у нас тут вообще... хоромы!»
Или эта вечная нагрузка с младшими. Ульяну достало, да, и ей кажется, что все ровесники от этого свободны (и потому счастливы). Что же в реальности? Берем двух лучших подруг. Младший брат той же Амалии (ровесник Глеба, ужасно доставучий) всё время на сестре, без перерывов, круглые сутки (бедная девочка только в школе от него отдыхает). А у Анжелики (еще одна подруга) братику всего два года, мама с папой работают в ресторанном бизнесе, периодически уходят в ночную смену - в обязанности 10-летней девочки несколько раз в неделю входит накормить брата и уложить его спать на ночь. Ульяне такие задачи и не снились, при всей нашей якобы не самой благополучной многодетности.
Берем еще одну подругу-соседку. «Мама, а знаешь, Саша тоже из многодетной семьи!!!» Мы не одни, счастье-то какое. Или это: «У нас, мам, только компьютер из машины украли - а у Сашиных родителей, представляешь, недавно украли машину...» Выходит, у нас далеко не самая тяжкая доля! И другие люди со своими непростыми ситуациями живут, не ноют, радуются жизни.
Уровень важности знакомства с подобными вещами для мироощущения подростка вряд ли можно переоценить.
Второе из важного. Произошла серьезная переоценка моего образа в глазах Ульяны. Прежде: мама - это давно надоевшее нечто, вечно недовольное, ворчащее, требующее соблюдать порядок, много учиться и помогать по дому (даже наши совместные инсайты от культурных вещей - чтения, фильмов и поездок - уже перестали помогать, настолько мы устали друг от друга, замыкаясь в себе). Теперь, после погружения в общество: мама - это «свой парень», в доску свой, это человек, которого уважают все мои друзья, который всегда подкидывает нам интересные идеи, который делает что-то, от чего все хотят к нам в гости (и требуют у своих родителей приготовить такие же коктейли) и вообще... выяснилось, что далеко не у всех такие крутые мамы. Результат: совершенно для меня неожиданно, моя (начавшая было от меня отстраняться в силу взросления) девочка в последнее время стала часто подходить ко мне, крепко обнимая и говорить, как же она меня нежно любит и какая же я у нее замечательная.