Фромм об истории христианства

Sep 27, 2012 02:10

Перед тем как цитировать (в дополнение к пред. посту), отмечу, что образ богочеловека-человекобога в христианстве - это главный пункт противоречий между христианством и исламом. Ислам отвергает божественность Иисуса, считая его пусть одним из великих пророков, но смертным. То есть хорошо известные нам истории о том, как Иисус демонстрировал людям доказательства высшей силы, они и в исламе принимаются. С одной разницей - не допускается у бога других воплощений (двуединства или триединства). "Бог един и Мохаммед - его пророк" - главный постулат мусульман, распеваемый и расписываемый ими везде и всюду. То есть христианство родственная исламу конфессия, основанная на тех же главных принципах (поэтому и не запрещены браки мусульман на христианках) - но они полагают, что после пророка Иисуса (по поводу божественного происхождения которого была зомбирована часть населения) пришел пророк Мохаммед, которому, соответственно, и было доверено услышать свыше и передать людям, что к чему. При этом всячески подчеркивается его земная сущность (сколько браков и т.д.).
Это я к тому, что будь мусульмане полюбознательнее, они могли бы цитируемые ниже идеи очень выгодно использовать, показывая слабые места христианства в этом ракурсе.

Раннее христианство было враждебно к авторитету и к государству. Оно удовлетворяло революционные желания низших классов, враждебных Отцу (правящему классу), в фантастической форме. Христианство, поднявшееся через три столетия до уровня официальной религии Римской империи, имело совершенно иную социальную функцию. Оно намеревалось в одно и то же время быть религией лидеров и ведомых ими людей, правителей и управляемых. Христианство осуществило функцию, которую вовсе не удалось осуществить императору и культу Митры, а именно интеграцию масс в абсолютистской системе Римской империи. Революционная ситуация, доминировавшая до второго столетия, исчезла. Последовала экономическая регрессия; наступила эпоха средних веков. Экономическая ситуация вела к системе социальных связей и зависимостей, достигших политически своей вершины в Римско-Византийском абсолютизме. Новое христианство появилось под патронажем правящего класса. Новый догмат об Иисусе был создан и сформулирован этой правящей группой и ее интеллектуальными представителями, а не массами. Решающий элемент заключался в переходе от идеи превращения человека в Бога к идее превращения Бога в человека.
Поскольку новая концепция Сына, фактически второго лица рядом с Богом, тем не менее единого с ним, превращала напряженность между Богом и Сыном в гармонию и поскольку она уклонялась от представления, что человек может стать Богом, она устраняла из догматической формулы революционньй характер старой доктрины, а именно враждебность к отцу. Содержавшееся в старой формуле эдипово преступление, замещение отца сыном, было устранено в новом христианстве. Позиция отца осталась неприкосновенной. Однако теперь рядом с ним был не человек, а его единородный сын, существующий прежде всякого творения. Иисус сам стал Богом, не свергая с трона Бога, поскольку он всегда был ипостасью Бога.

цитаты, недетское чтение

Previous post Next post
Up