Очень кстати попалась под руку книжка Э. Фромма "Бегство от свободы". Безумно в тему по многим причинам: и осознание каких-то личных заморочек, и наблюдения за жизнью местного общества с его выраженным традиционным мышлением, и наши российские яркие, безуспешные, но такие отчаянные и обнадеживающие попытки отвоевать хоть какую-то долю государственной свободы... Основная мысль той части книги, которую успела посмотреть-послушать (оно и в аудио есть) - в том, что человек к свободе всячески стремится, но на пути к ее обретению стоит огромная туча препятствий, среди которых едва ли не самое неустранимое - наша внутренняя к ней неготовность. Чтоб свободным быть, надо ж посметь кое-от-чего оторваться... А то, что держит и не пускает, оно настолько глубоко и цепко в нас вросло, попробуй от него избавься. Короче, расти нам и расти, чтоб свободу обрести, а как именно - до этого я еще не дочитала.
Далее полезный кусок из этой книжки.
Мы вот с вами в шоке от политически пассивных сограждан: ну ладно поколение родителей или зомбированные жители провинции, но вот как это они, наши ровесники того же уровня образования, могут все еще (когда буквально пожар по головам!!! и дымом пахнет!) прикрываться тем, что они называют своей "аполитичностью", типа они "темой не интересуются" и вообще других забот хватает. А объяснение простое.
"Первую мировую войну многие считали последней битвой, а ее завершение - окончательной победой свободы: существовавшие демократии, казалось, усилились, а взамен прежних монархий появились новые демократии. Но не прошло и нескольких лет, как возникли новые системы, перечеркнувшие все, что было завоевано веками борьбы, казалось, навсегда. Ибо сущность этих новых систем, практически полностью определяющих и общественную, и личную жизнь человека, состоит в подчинении всех совершенно бесконтрольной власти небольшой кучки людей. На первых порах многие успокаивали себя мыслью, что победы авторитарных систем обусловлены сумасшествием нескольких личностей и что как раз это сумасшествие и приведет со временем к падению их режимов. Другие самодовольно полагали, что итальянский и германский народы прожили в демократических условиях слишком недолгий срок и поэтому надо просто подождать, пока они достигнут политической зрелости.
Еще одна общепринятая иллюзия - быть может, самая опасная из всех - состояла в убеждении, что люди вроде Гитлера якобы захватили власть над государственным аппаратом лишь при помощи вероломства и мошенничества, что они и их подручные правят, опираясь на одно лишь грубое насилие, а весь народ является беспомощной жертвой предательства и террора. За годы, прошедшие со времени победы фашистских режимов, ошибочность этих точек зрения стала очевидной. Нам пришлось признать, что в Германии миллионы людей отказались от своей свободы с таким же пылом, с каким их отцы боролись за нее; что они не стремились к свободе, а искали способ от нее избавиться; что другие миллионы были при этом безразличны и не считали, что за свободу стоит бороться и умирать. Вместе с тем мы поняли, что кризис демократии не является сугубо итальянской или германской проблемой, что он угрожает каждому современному государству. При этом совершенно несущественно, под каким знаменем выступают враги человеческой свободы. Если на свободу нападают во имя антифашизма, то угроза не становится меньше, чем при нападении во имя самого фашизма.
Эта мысль настолько хорошо выражена Джоном Дьюи, что я приведу здесь его слова: "Серьезная опасность для нашей демократии состоит не в том, что существуют другие, тоталитарные государства. Опасность в том, что в наших собственных личных установках, в наших собственных общественных институтах существуют те же предпосылки, которые в других государствах привели к победе внешней власти, дисциплины, единообразия и зависимости от вождей. Соответственно поле боя находится и здесь, в нас самих, и в наших общественных институтах".
(Эрих Фромм "Бегство от свободы")
Чего уж тут комментировать. Прямо в точку.