Осталось сдать два предмета - окружающий мир и литературное чтение. Первый, хотя большой по объему информации (сразу за три полугодия), но интересный (несмотря на упомянутого ранее Плешакова) и идёт с удовольствием.
Со вторым намного сложнее. Если б требовалось знание текстов (как в более старших классах) - было бы, вероятно, легче. Но в здешней школе дается текст, далее вопросы - Ульянины ответы на которые, я боюсь, не устроят проверяющих...
Ребёнок обожает читать и любит поговорить о книжках - но совсем в том формате, который требуется в школе.
Вот как звучит сам вопрос в экзаменационной работе: "Понравился ли тебе данный текст и чем?" Текст, естественно, Ушинского (кроме него может быть разве что Паустовский или Л. Толстой), как дети пошли в лес и прогуляли уроки, негодники. Завершается словами:
- Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать.
Детям стало стыдно: они пошли в школу и учились прилежно.
(без комментариев)
Варианты заданий к другим текстам: "Опиши отношение автора к природе", "С каким чувством автор воспринимает осенний лес?", "В чём главная идея текста?" Ладно бы, кратким словосочетанием ответить - так нет, они просят где 3-4, а где - и 4-5 предложений. Уф... Получается не литературное чтение, а литературное письмо какое-то. Как этому научить ребёнка - ума не приложу (честно искала в сети варианты ответов на подобные вопросы - безуспешно). Я в свое время говорить о подобном без напряжения (не чувствуя себя идиоткой), пройдя некий кризис, научилась только на первом курсе филфака, да и то после самой сложной первой сессии (античная литература, незабываемое). Но там мы уже жили в этой лексике, в этом специфическом восприятии любого слова. И овладевали приёмами, соответственно, на должном уровне.
Вообще я считаю, что говорить что-либо либо личное восприяте художественных вещей (будь то книга, фильм, картина, музыка) можно исключительно по собственному желанию, и только если этим действительно хочется поделиться. Ибо вещь сугубо интимная. Все равно что отвечать на вопрос: "Что тебя возбуждает в муже/жене?" Неискренний ответ будет корявым и бессмысленным. А искренний - не для всех понятный и уместный.
Мне непонятно, чего хотят школьные учителя от ребёнка, сдающего подобный экзамен по литературному чтению. Проверяют общую вменяемость? Ну, задайте какие-то более естественные вопросы: "О чём тебе напоминает такой-то образ?", или "Помнишь ли ты похожих героев из других книг?", или "Какая у тебя любимая книга? Расскажи о ней", или уж просто проверить начитанность, погоняв по содержанию прочитанных по программе произведений (пусть даже будут "Сестрица Алёнушка" и педагогические рассказы Л. Толстого).
Весь год я совсем не парилась по этому поводу, т.к. в прошлом году экзамен по чтению был без подобных вопросов, да и без него было чем заняться. А сейчас вдруг понимаю, что Ульяна этот предмет может даже провалить... Она мне тупо говорит: "мам, не хочу" или "не могу", когда я прошу ответить на такое. При том что обожает читать и это ее конёк! И сочинения (на волные темы) зимой писала у меня прекрасные до слёз (планирую поделиться).
Впервые чувствую свою беспомощность, вот ещё почему. Не могу научить ее каким-то шаблонным формулировкам, уместным в ответах на эти (неумные) вопросы. Взрослыми литературоведческими терминами - не прокатит, а детскими (младшешкольными) именно на эту тему я не владею ((.
Пока оставила экзамены по чтению на самый последний момент - посмотрим, что из этого выйдет...
Ульяна и Майя, лето 2010.