Nov 03, 2012 19:41
Если вспомнить, что профессиональную компетентность преподавателя составляют две вещи - (1) умение подать материал своей аудитории и (2) знание предмета, - полезно задуматься о том, что степень важности обеих составляющих напрямую зависит от возраста учащихся. Для дошкольных педагогов соотношение первого и второго должно выглядеть примерно как 99/1 (или даже как 100/0, т.к. весь их профессионализм - это правильная организация подачи и усвоения материала), для педагогов младших классов - как 90/10 в первом-втором классах и 80/20 - к концу третьего. И так далее, в средних классах школы уже 50 на 50, в старших - заметный перевес в сторону предметных знаний, а в вузах - что-то вроде 10/90. А в аспирантуре, очевидно, становится около 1/99 или даже 0/100, ведь самостоятельное добывание материалов учащимся - это и есть основа научно-исследовательской работы, роль преподавателя уже в другом.
Такой расклад хорошо объясняет уместность домашнего образования в дошкольном и младшем школьном возрастах. Никто лучше родной мамы не объяснит маленькому ребёнку базовые вещи и не отфильтрует нужное от ненужного, никто кроме нее не сможет учесть состояние этого ребенка в конкретный момент времени (болен или хандрит - ну и пусть себе спит до обеда или вообще не учится пару дней), не защитит от чрезмерных нагрузок и не рискнет нагрузить сильно сверх программы, когда ребёнок этого желает.
В общественном же образовании для детей младшего возраста главная фишка - эффективно донести знания до группы (именно группы) детей, которых ты почти не знаешь (что они любят, что - нет, какие у них ассоциации с тем и этим, почему у них, например, сегодня плохое настроение) и которые почти не знают тебя. Профессионализм педагога состоит в том, что любой вменяемой маме - в отношении своего конкретного ребёнка - с лёгкостью дается всегда, по умолчанию, как грудное молоко. Поэтому представляется особенно абсурдным выработанная в обществе привычка определять старшего ребенка куда-то в общественное учреждение (со всеми издержками - вставать-одевать-отвозить-привозить), если мама сидит дома при наличии младшего. Это все равно что закупаться полуфабрикатами в советской кулинарии, при том что ты все равно ежедневно полдня проводишь на кухне. Оправданность крайне слабая и никак не убедительная.
Дальше, когда (начиная со средних классов школы) соотношение начинает меняться в сторону специальных предметных знаний со стороны преподавателя, и от учащегося все больше требуется самостоятельность в работе (ибо период разжевывания позади), "домашние" дети опять оказываются в выигрыше. Они давно привыкли отвечать за свою учебную деятельность, проявлять инициативу и выстраивать себе систему. То, к чему мы пришли только в вузе, у них есть уже в младших классах.
Иллюстрация. Второклассница Ульяна спрашивает: "Мам, когда у нас там экзамены?" Выясняет, что примерно через сорок дней. Сорок дней для восьмилетки - это бесконечно долго, но она задумывается перед сном: "Я завтра весь учебник по русскому сделаю, а потом весь по математике и окружающему миру... времени-то до экзаменов остается немного, надо успеть..." Естественно, ее план не особо реализуем. Но очевидно то, что с раннего возраста вырабатывается личная ответственность и серьезный подход к учебной деятельности. В школу и в садик ходила - за элементарную домашку не засадишь (1-2 страницы), а дома учится - весь учебник стремится за раз пройти (реально проходит и тренирует два больших раздела за присест). Кстати, я (как противник засилья ручного письма в школе) уже нашла отличное решение - почти все школьные учебники уже есть в виде компьютерных тренажеров. Без писанины (только мышкой щелкая) пройти учебник за неделю (подготовиться к экзамену) - реально вполне. А главное, удовольствие ребёнок получает (ей нравится, каким голосом и картинкой компьютер говорит ей "Молодец!"). Ну а писать мы тоже потихоньку учимся, в своём темпе. Только пишем не упражнения (ненавистные), а сочинения. Выбор темы свободный :) Это моя детка обожает :) Ошибок - тьма, почерк - кошмарный, зато творческая радость так и брызжет :))
Всё это я вот к чему. Всё больше погружаясь в домашнее обучение, попробовав тот и этот берег, я удивляюсь, почему нас так мало здесь, на этой стороне.
хоумскулинг,
родительское,
за домашнее обучение,
ульяна