Никитина о детсаде

Oct 14, 2012 09:05

Ближе к концу своей книги Л. Никитина наконец внятно озвучивает свою позицию относительно детского сада.

Общественное дошкольное воспитание с самого начала было призвано помочь матерям высвободить время и силы женщины, обеспечить детям полноценное развитие. А что вышло?
   Благое это намерение постепенно породило отчуждение родителей от детей, безответственность отцов и матерей, массовое сиротство при живых родителях. Конечно, причин этих разрушительных процессов, видимо, немало, однако ясли и детский сад внесли в них свою существенную лепту. Как? Да очень просто: по 12 часов в день ребенок находится вне дома. В распоряжении пап и мам лишь суетливое утро да усталый вечер - какое уж тут взаимопроникновение и интерес друг к другу, какой тут душевный контакт?!
   Видимо, именно это прежде всего и отпугнуло меня когда-то от детского сада: я не представляла себе, как же я не буду знать, где и как провели целый день мои дети. К тому же это учреждение (по некоторым рассказам и наблюдениям) всегда представлялось мне некоей резервацией для больших и маленьких бесправных людей, жизнью которых распоряжаются Режим, Программа, множество Инструкций и энное количество Проверяющих лиц, которые следят за точностью исполнения параграфов и пунктов.
   Сколько есть и спать, когда и чем заниматься, сколько гулять, двигаться, что петь, танцевать, как играть, какие стихи учить - все расписано по минутам и нормам: на день, неделю, год вперед. И никакой «самодеятельности» - только то, что «положено»!
   Разговаривала с воспитателями, родителями и убедились: все так и есть, даже еще хуже. И поняла окончательно, что такой детский сад мне не подспорье.
   Мы в своей семье с трудом, но обошлись. Не ходят в детский сад и наши внуки. Но как быть тем, кто обойтись не может? А таких родителей сейчас большинство. Недаром на встречах с родителями нас еще чаще одолевали вопросами: «Что надо менять в детском саду? Каким вы представляете детский сад в будущем?»

Далее идёт написанная Б.П. Никитиным программа организации правильного детского сада.

Об этом подробнее позже, а пока берем на заметку: ее позиция - обойтись без сада, если жизнь позволяет. Но, как пишет она в предисловии, ссылаясь на трудности "молодых", жизнь увы, часто не позволяет. Поэтому выход один - создавать правильный садик (детали зацитирую дальше).

Если представить себе взгляд из того времени (70-80-е гг.), наше нынешнее настоящее покажется самым уместным временем для создания таких садов. На дворе скоро третий десяток лет как "царит" демократия и общепризнаны ценности естественных подходов к воспитанию детей. Однако сады все те же! И фиг они станут другими даже ко времени наших правнуков.

Вывод? Проще некуда: создавай и пестуй свои личные родительские и человеческие ценности на своей личной (домашней) территории.

педагогическое, книги, родительское, недетское чтение

Previous post Next post
Up