Пост-апокалипсис литературный

Dec 22, 2012 19:34

Пока все прогрессивное человечество закупало соль, спички и мыло, я готовила рецензию на очередной литературный пиздец, справедливо полагая, что с концом света нас опять промуфлонят. Так оно и вышло, зато теперь нам, товарищи, есть над чем поржать. Помните, у меня был список чтения на лето зиму? Первый пошел!

На повестке дня у нас сегодня Максим Субботин "Пламя теплится".

Иллюзий по поводу сего эпохального труда у меня не было изначально, но действительность превзошла все мои ожидания. Видите ли, у этих наших сильно молодых и талантливых авторов есть любимые приемы, по которым литературная шняга диагностируется влет. Кто-то страдает канцеляритом в особо тяжелой форме, у кого-то персонажи сплошь даже не картон, а промокашка, у многих руки из жопы альтернативная грамотность, особенно обидно почему-то за запятые, сюжеты прямолинейные, линии любовные, мертвый зверь-обоснуй - до слез узнаваемо и поднадоело уже, если честно. От зевоты у меня, бывает, уши хрустят. Но чтобы вот так, за столом и острый предмет все эти сокровища писссательской мысли сошлись воедино, аки планеты перед прилетом Нибиру (где ее носит, скотину?)...

Начнем с сюжета, благо он проще ситцевых трусов. Дальнее-предальнее будущее, Земля, район современной Европы, мир после не то чтобы апокалипсиса, но глобальной войны всех со всеми. Расхерачили все, что только можно, с помощью техники, заклинаний и такой-то матери. Не удивляйтесь применению магии, человеческая раса теперь не одинока, границы между мирами лопнули после запуска какой-то адской машины и нашу планету наводнили попаданцы. Они, как я понимаю, попадали целыми городами. Сначала вроде ничего, а потом все переругались, ну и понеслось. Теперь вот вместо цивилизации обособленные общины ютятся на развалинах. Состав общин довольно пестрый, там много кто встречается из разумных существ, а что делать, кушать всем хочется.

Людей что описывать, не баре, чай, а вот остальные расы зело хороши:
Представители расы эрсати внешне почти не отличались от людей, разве что были красивы. Они словно сошли с самых прекрасных картин древности - идеальные черты лица, словно из камня выточенные тела. Надменные, смотрящие на остальных свысока, они обладали феноменальной памятью, а также полезными наработками в медицине и некоторых областях физики. - Вам ха-ха, а я только к концу главы научилась читать таки эрсати, а не эсрати. Но они со своей красотой вчистую проигрывают по очкам другим расам.
Тем же заркканам:
Невысокие, с длинными прямыми волосами, кустистыми бровями и козлиными бородками, они мало походили на техногенную расу. Вышедшие из болот, заркканы унаследовали коричневатую кожу с желтыми и зелеными пятнами. Их глаза отливали алым, а нижняя челюсть заметно выдавалась вперед. - Я крутила и так, и этак, получалась смесь бульдога с носорогом лягушки и козла. С бородой и красненькими глазками. Техногенная раса, вышедшая из болот... ладно, ладно, я уже придираюсь.
Но демоны-шиверы круче всех:
Рога были загнуты назад. Два из них - боковые, расположенные над ушами - имели длину примерно десять сантиметров. А центральный - в верхней части лба - на две трети короче. На фоне рогов почти бордовая кожа уже не выглядела чем-то странным. А глаза цвета янтаря и вовсе казались обыкновенными, разве что немного более жесткими, чем у людей. - Красавцы просто.

Так вот, о сюжете. Жили-были - столкнулись с чудовищами - постреляли - кого-то съели - выжившие убежали. Цикл повторять до получения оргазма гонорара. Вам ничего не напоминает? Классический сценарий голливудской фильмы класса Бэ. Ну или сериала на похожую тематику, много их, сами вспомните. Мрачные герои в камуфляже, которые палят из ранцевых фламмеров по всему, что шевелится в развалинах. Бей первым, Фредди, потом разберемся, хто там прыгает. Обязательным элементом программы являются раздолбанные заводы, компьютерные монстры, туповатые блондинки и феерический обоснуй, вернее, полное его отсутствие. А на кой черт прорабатывать логику событий в проходной стрелялке? Столько сценаристу не платят, не так ли?

И да, в данной книге все вышеперечисленные элементы присутствуют, и заводы, и монстры, и бабы-дуры. Видимо, голливудская продукция послужила стабильным источником вдохновения. Вот только автору невдомек, что книга и сценарий - это не одно и то же.

Отдельно доставляет обоснуй, сдохший при зачатии:
- Слепнущая девушка напрашивается в смертельно опасную экспедицию в заброшенный институт. А вдруг там есть лекарства? Пофиг, какие, а вдруг есть? Понятное дело, она там встречает чудо-юдо.
- Чудо-юдо потом приползает на завод по следам этой дурехи, убивает практически всю общину, а вот девицу спасает из благодарности. После чего кончает жизнь самоубийством, взорвав оный заводик к едрене фене. Нехер тута было прятаться, ищите себе в рай других ворот. А что? Оно, чудо это, когда-то человеком было. Хватит с вас и этой мотивации.
- Пара молодых идиотов, по идее, привыкших жить в атмосфере осажденной крепости, в неразведанном районе прется в лес. На луну посмотреть приспичило, романтика в жопе заиграла. Монстры туточки, как по заказу.
- Община состоит из клинических идиотов, которые регулярно забывают выставить караул, не знают, что они будут делать зимой и куда теперь крестьянину податься (это хорошо еще, что взрывом с завода холодильники выбросило, а то жрать было бы нечего совсем) и доверяют абсолютно незнакомым людям. Естественно, наличный состав тает на глазах, по принципу "десять негритят пошли купаться в море". В конце концов, в живых остаются только самые везучие.

Мотивации прекрасны. Мысли героини, которая улепетывает от чуда-юда:
«Интересно, чем эта штука питалась все это время?» - Дезире почувствовала, как внутри разгорается любопытство ученого. Пусть она и была химиком, но это нисколько не мешало интересоваться всем новым. Даже на краю гибели. Кстати говоря - подобные размышления действовали благотворно, позволяли избежать самобичевания и паники. - Деточка, тебя погубит любопытство, если не в этой серии, то ближе к финалу. Или не тебя.
Чудо-юдо на заводе, главная героиня в своем репертуаре:
То, что вокруг творилось нечто из ряда вон выходящее - сомнений не вызывало и так. Любопытной Дезире нужны были подробности. Она не могла просто так убежать, ничего не разузнав и не попытавшись помочь, пока еще была на это способна. -
Отпусти меня, тятя, на волю,
Не держи ты меня под замком.
По весеннему минному полю
Хорошо побродить босиком.
(с)
Девушка не могла спокойно смотреть на пирующую смерть, не могла покинуть завод, не удостоверившись, что он пуст, что в нем больше нет выживших. Наивная детская самоуверенность, граничащая с глупостью, но упрямая Дезире ни на мгновение не сомневалась в правильности своего выбора. - кто-то режет в потемках кого-то, всей округе уснуть не дает. (с)

Мужики тоже не отстают:
Пара «Пустынных орлов» говорили за себя крайне громкой стрельбой и внушительными размерами. Чем, по сути, свои боевые качества и исчерпывали: тяжелые, с чрезмерной отдачей и недостаточной надежностью - пистолеты требовали весьма утомительного в походных условиях ухода. - Зашибись. На каждом шагу не мародеры, так грайверы, от оружия зависит твоя жизнь. Так нет же, плевать на надежность и удобство, главное, чтоб эта пукалка была огого какая и палила погромче, авось монстры не сильно голодные, напугаются и убегут.
Кларк и Винсент были обычными бойцами - мышечной силой общины. <...> Кларк - высокий и болезненно худой, с оттопыренными ушами и изуродованной левой кистью. Еще в детстве он упал с большой высоты. Рука, на которую пришелся основной удар, сломалась в двух местах, а кисть выглядела так, словно попала в мясорубку. Крупные переломы срослись вполне сносно, а вот кисть так и осталась исковерканным придатком. - Это точно боец, я ничего не путаю? Мышечная сила. Однорукий бандит, блин.
В специальном отсеке рюкзака разместился небольшой сенсорный планшет, забитый справочными материалами по самым различным областям. - и пара роялей в придачу. Напоминаю, что вокруг пост-пиздец и за кристаллы гидрата метана, которые в этом мире служат источником энергии, драка идет нешуточная. А тут, изволите ли видеть, планшет.

Любовная линия имеется, как без нее. Правда, обоснуй и оправдай этой линии традиционный для МТА. Сначала, как положено, он ее низводит и курощает:
- Толку мало от такой ровни! - продолжал негодовать Кэр, осматриваясь в поисках более-менее чистой тряпки. - Хоть бы польза от нее была какая. Женщина не должна подниматься выше отведенного ей уровня.
А в конце, ну вы подумайте, какая неожиданность, влюбляется, сам не заметив как:
Виданное ли дело? Чистокровный эрсати бледнеет перед полукровкой. И ладно бы красавицей. Так нет - ничего особенного, обычная девчонка, к тому же слепая. <...>Что во всей этой поганой ситуации было самым противным, так это то, что он великолепно понимал причину своей нерешительности. Причиной был страх! Страх быть отвергнутым, осмеянным.

Атмосфера повествования - ничего лишнего, только хардкор картон. Все время кого-то полосуют на ленточки и с чавканьем едят. У милых зверюшек хороший аппетит и нет проблем с пищеварением. Но литературное изложение...
Сосредоточенная перед операторной огневая мощь могла бы остановить не один десяток людей и даже поспорить с полностью экипированными вурстами, но против мелких тварей оказалась бесполезной. Основная часть зарядов прошла мимо целей, изрешетив пол и стены, в то время как жестокий агрессор действовал на удивление слаженно и эффективно. - О, как я обожаю запах напалма по утрам канцелярит в убойных дозах!
То, что изначально создавалось во благо, со временем показало свою оборотную сторону, став грозным оружием - инструментом в выяснении истины. - Дзен. Чистый дзен. Хлопок одной ладонью.
Потому что, несмотря на терпимое отношение общины к своим членам, тех, кто не мог или не хотел приносить никакой пользы, выставляли прочь. Исключение составляли заслужившие уважение старики. - Это очень терпимо, что вы. А еще давали ногу деревянную, попугая-матерщинника и черную метку.
Сейчас так хотелось сострадания и чуточку жалости - совсем немного, но настоящей, искренней, а не положенной по статусу незаменимого химика. - Та-ак. А мне что положено по статусу Чорного Критика? Можно деньгами?
Созерцание останков того, что успело стать для общины родным домом, можно было отнести к безысходности. Приютивший, давший надежду завод - превратился в огненную купель, в которой сгорели чаяния и планы на будущее. - Как мило.

Я устала говорить, что писатель должен уметь обращаться с текстом бережно, стараясь найти для каждого слова свое место. Кто б меня еще слушал.
Все-таки лучше дурачить голову девушке, чем пытаться вникнуть в смысл слов человека, кем-то избранного быть главным. - Голову лучше морочить. А дураков лучше мочить.
Вроде бы и не говорит ничего особенного, но слова надолго заседают в голове, становясь собственными мыслями. - В академии наук заседает князь Дундук.
Сколько Дезире себя помнила, ее организм всегда тяжело реагировал на любые психотропные средства, а так же препараты, обладающие психотропным действием. - Поэтому любые психотропные лекарства ей были противопоказаны.
Всему виной была её полукровность - Ух ты, новое слово.
Бред! Попахивает каким-то некрофилизмом, - думал эрсати. - Извращенцы мерзкие, тьфу на вас.
Пора было проучить этого умника, поставить его на место и постараться укоротить непомерно высокое мнение о собственной персоне. - Давайте, давайте уже кого-нибудь укоротим! Желательно - на целую голову.
Взгляд серых глаз был испуганным, но в тоже время в нем сквозила дикая необузданность. - Испуганная дикая необузданность. Красиво.
Тонкие шпили высоких башен устремлялись в небеса, словно желая проткнуть их насквозь. Легкие и воздушные, они показались ему сверкающими гейзерами. - Ага, так же бурлили, клокотали и плевались грязью.
Надеюсь снова увидеть ваши физиономии в добром здравии - А все остальное пусть хоть моль склюет, была бы физиономия цела.
Послышался дружный лязг стаканов. Именно лязг, так как пили игроки из тяжелых металлических кружек собственноручного изготовления. -Так кружки или стаканы? Как-то хочется определенности.
Действительно, стены были словно в оспинах - ровную поверхность покрывали глубокие выщерблены. - Еще одно новое слово. Выщерблена - это звучит гордо.
Безымянный город, пусть и разрушенный, не производил впечатления ни исследовательского центра, ни места индустриально развитого. Скорее это было нечто провинциальное. Тем более, что вокруг теснилось множество фермер. - Провинциальное нечто и фермеры. Холст, масло.
Институт оказался кладезью, не воспользоваться которой было преступлением. - Кладезь мужского рода. Как кофе.
В его глазах плавал ужас. Мартин вел себя крайне нервно, постоянно выглядывал в коридор, что-то бубнил себе под нос - до настоящего срыва было рукой подать. - А это была так, легкая паника.
Под ногами хрустели ветви, шелестел пепел. - Пепел? Шелестел? Он обычно очень тихий...
То, что грайверов еще не было в близлежащем городе, говорило лишь о том, что они там обязательно появятся позже. - Логика сценария не даст им пройти мимо!
Мы почти остановили добычу полезных ископаемых. Причем почти всех. - Причем почти мы.
Эрик подстрелил еще одного грайвера. На этот раз менее эффективно, лишив трупоеда одной ноги. Но потеря конечности не убавила у твари энтузиазма. Оставляя за собой черный след, она продолжила погоню. - Он полз в направлении мечты...
Удивительная не гармоничность развития мало того что поражала, так еще выводила из себя. - Да. Благородная дона поражена в пятку и вышла из себя. Обратно не вернусь, и не просите.

Без ошибок и очепяток МТА не бывает, неканонично это. Но я урыдалась, наблюдая, как одна-единственная буква меняет смысл фразы.
Я знаю то, что если кто-то подхватит воспаление легких, то может смело капать себе могилу. - Кто накапал на мою могилу?
Кэр с нескрываемым призрением посмотрел на девушку, но промолчал. - Да чтоб этих МТА холера забрала, прИзрение и прЕзрение - это разные вещи, черт побери! Но это так же неизменно, как  приснопамятное "в нутри".
- Правда глаза колит? - чиво-чиво делает?
Нет, надо было ему начать полить по этим тварям. - Ты видел, чтобы я этих тварей какой-нибудь гадостью поливал? А я поливал!
- Марна, мать твою, - эрсати всплеснул руками. - Предупреждать надо. Хочешь, чтобы я посидел? - Сидеть! Бояться!
Бета виновата, да? Ну конечно же, бета. Или налажали при сканировании, верю-верю. Очень хочется надеяться, что в печатной версии хотя бы ашипки исправили. Но должна сказать, что при таком уровне владения русским языком лезть в писатели - верх оптимизма.

Еще хочется отвесить земной поклон ху...художнику, нафотожопившему обложку:



Судя по пушке в руках, мужик - это как раз эрсати Кэр, который отличается просто неземной красотой. Больше некому. А вот сисястую валькирию я никак идентифицировать не могу. Это у нас кто на постере обложке? Дезире - скромная неуклюжая девочка в мешковатом комбинезоне? Или Марна, женщина-врач, тихая и добрая до бесцветности? На демонессу тоже не похожа, рогов не хватает. Ну да с художника какой спрос, он текст не читал, ему нервы дороги.

И в заключение, леди и джентльмены. Помнится, меня пугали, что ежели молодым талантам за их писанину денег не давать, а давать пиздюлей, то таланты эти бросят все и уйдут заниматься чисткой сараев - прямым своим делом в сценаристы. Ну  вот я и познакомилась с результатом, потому как назвать это книгой язык не поворачивается. Сценарий как он есть, финал тоже промежуточный, с заявкой на новый сезон, он уже готов, и если здесь пока "Пламя теплится", то дальше "Пламя разгорается". Что тут еще скажешь, кроме одного:

image Click to view

я по натуре Белинский

Previous post Next post
Up