Ни в коем случае не собиралась поднимать в своем журнале вопросов, касающихся воспитания детей. Мне в реальной жизни хватает "дискуссий" (баталий) по этой тематике.
Мой дневник - это нечто среднее между "стариковскими" записками "кого куда посеял, штоб не забыть" и подростковым альбомом с фотографиями любимых артистов.
Но - в который раз ощущая собственную зацикленность на данном вопросе, решила "побрызгать ядом", или слюной, чтобы впредь не зацикливаться.
Вчерашнюю страничку начинала в довольно злобном настроении. Но полистала ленту друзей, котофото, цветочки, дома музыка красивая играет... К тому же, не имею возможности сидеть за компьютером безотрывно. Так что, начинаю в одном настроении, заканчиваю - в другом. И фраза "хороший день" - квинтэссенция вчерашнего перепада настроения.
Собственно, я о том, что меня убивают дети в театре. Я стараюсь не выходить из себя, чтобы не портить настроения своему ребенку, пребывающему в блаженстве. Но я-то знаю, что я все равно - выхожу из себя.
Обозначаю позицию. Почему я люблю театр.
Потому что - мне нравится, для меня это достаточно весомый критерий в данном вопросе. Так сложилось, что в течение жизни я выбрала театр как своеобразную нишу для душевного и эмоционального отдохновения.
Я не считаю, что театр - это часть "джентельментского набора". Мне претит фраза, вычитанная мною в буклете Пермской филармонии: "Иметь абонемент в филармонию для успешного человека... не менее престижно, чем гарантировать посещение фитнесс-центра, салона красоты или библиотеки". Возможно, здесь просто неудачная формулировка, как-то, знаете, салон красоты и библиотека... Дело не в этом. Я, любя театр и музыку как виды искусств, спокойно отношусь к тем, кто находит свое духовное отдохновение в чем-то другом, не считаю таких людей ущербными или эмоционально неразвитыми. Эта тирада на случай, если в дальнейшем мой стиль изложения начнет тяготеть к пламенной патетике.
Далее. Почему мы с ребенком часто ходим в театр, иногда на спектакли (концерты) не по возрасту. Потому что ребенку нравится.
У меня не было цели - приучить ребенка к театру. Вполне возможно, что я об этом и задумалась бы. Но детеныш после первого - эспериментального - посещения театра в возрасте 2,5 лет, стал воспринимать его как праздник.
Я довольно долго посещала кукольный театр - исключительно ради нее, не получая никакого удовольствия от происходящего на сцене. Если обижаю чьи-то пристрастия - извините за тяготение к другим жанрам.
Критерий для меня - ее хорошее настроения и отсутствие усталости, а не "как-круто-мы сидим-на серьезном концерте".
Почему меня бесят дети.
Я понимаю, что "театр - это храм", звучит слишком патетично. Но почему бы ему просто не быть единственным местом в мире, где не стоит носиться сломя голову, сшибая всех на своем пути. Оговорюсь, я не считаю, что дети должны "сидеть и молчать" везде и всегда. Я против конкретной беготни в конкретном месте. Я против того, что пинать передние сиденья или наваливаться на них локтями, нормально. Я против того, что бегать по залу во время спектакля "О!а на первом ряду места свободные!", это забавно. Так же мне не кажется забавным, когда веселые средневозрастные дети задорно орут: "Вали отсюда, красный идиот!" хотя бы и отрицательному персонажу трогательного проникновенного спектакля по сказкам Андерсена.
Почему я против веселых, раскованных детей, которые получают удовольствие? Потому что, на мой взгляд, удовольствие удовольствию рознь. А театр и балаган - хоть и родственные, но все-таки разные жанры.
Я училась в обычной "совковой" школе, о которой у меня немного приятных воспоминаний. Но нас учили, как вести себя в театре. И не занудно учили. У маленьких, я помню, был веселый игровой урок. А для нас-подростков неоднократно устраивали встречи с местными артистами, интересно было.
Ныне же я усвоила, что даже если есть время, и если спектакль самый-самый, на который мечтает сходить дочь - ни за что нельзя идти в будний день. Потому что там - школьники. И если с мамами-папами дети еще управляемы, то тут они отрываются по полной. Был у нас такой случай, мы сидели на третьем ряду - и артистов было не слышно! И учительницы сидели спокойно и улыбались, хотя и трудно представить могли ли они , вообще, как-то повлиять на 20-30 вверенных им веселых детей.
Вот, не хотела про воспитание детей. Но я не понимаю позицию, при которой родители не считают нужным сделать ребенку замечания. Не одергивать. А спокойно объяснить в ситуации, когда ребенок ведет себя так, как родитель для себя считает, наверное, неприемлимым, ведь сам-то он сиденья не пинает. И почему, если мамочка надевает на ребенка сюртучок и считает, что ему , в 7-9 лет, необходимо высидеть полуторачасовой концерт, почему нельзя ограничить его свободу личности настолько, чтобы не купить в буфете дрянной шуршаший пакет каких-нибудь вожделенных орешков и объяснить, что другим это мешает. Я кстати, стала ходить на концерты после 30. А если за орешки - так может и не стоит ребенка мучить. Ладно, это я занудствую.
Мне кажется, что ребенку, которому можно объяснить, что не стоит носиться и галдеть в театре, потом легче будет объяснить,например, почему в парке не стоит сидеть на спинке скамейки, или такового вопроса, вообще, не возникнет. Это я примитивно, конечно.
Современное общество очень любит веселиться. И критерии "весело" или "скучно" имеют значение железных доводов. Очень важно, когда ребенок громко формулирует свои мысли, но не менее важно, когда он умеет говорить шепотом. Когда он умеет "сидеть тихо", умеет слушать, в конце концов.
Когда орешь "вали, красный идиот", безусловно, весело. Но когда ребенок способен сидеть спокойно и, затаив дыхание, следить за происходящим, для него театр превращается - в таинство. Когда ребенок вздрагивает и вскрикивает тихонько "ой!" - когда оловянный солдатик мгновенно исчезает за зеркальной стенкой бутафорского камина - он переживает такую гамму чувств, которую, тот, которому сильно весело, еще долго не способен будет пережить.
И я вовсе не хочу сказать, что все дети такие противные, а одна моя золотая доченька - идеальный и возвышенный ребенок. В том-то и дело, что я много видела деток, восприятие театра которыми мне кажется адекватным. Вот за них мне и обидно. И за артистов мне обидно, потому что не могу изжить в себе одну "околотеатральную" профессиональную черту, и когда им трудно, вижу, что им - трудно.