Петер Хендке. Каналья Гегель (2002)

Oct 23, 2019 16:40


Из бесед с Петером Гамом



Дом, Санкт-Петербург, 2019.

Раньше я повторял молитву Фомы Аквинского или не знаю кого ещё: Nunc stanc, мгновение вечности. Мгновение настоящего сейчас, ничего другого, большое и обширное мгновение настоящего, которое служит трамплином к освобождённой жизни, освобождённому Иерусалиму. Это самая чудесная вещь, это счастье - не ощущать Истории. Конечно, можно назвать это отрицанием Истории. Но почему? Это дар силы на несколько мгновений посредством слуха и взгляда отрицать Историю.



Это почти больше чем дар, это близко к блаженству!

Я думаю сегодня: почему? Как случилось, что немцы возводят Историю в ранг философской категории? Как случилось, что Гегель мыслил Историю местом или движением разума? И что он хотел, чтобы История мыслилась как движение к ясности. Это одно из главных безумств немецкой мысли: рассматривать Историю как предмет философии. В ней ничего невозможно узреть. История - это большая серая зона, большая дурость, но ни в коем случае не философский предмет.

Даже Гёльдерлин думал, что Германия и История составляют единое целое и что в Германии история идеализированного гречества, каковой он её видел и видел справедливо, должна продолжаться. Это безусловно пришло от его коллеги и друга, канальи Гегеля. Как он мог поддаться этому безумству? И в то же время это безумство придало великолепное движение его стихам и «Гипериону».     

переводы, фото

Previous post Next post
Up