Про Петра, большевиков и Россию - или кто же реально для истории ценен?

Nov 14, 2024 09:49

Итак, как показала реакция на прошлый пост , в мышлении современного человека реально есть очень серьезные проблемы. Потому, что "светлый образ Европы" настолько сильно забит был позднесоветской творческой интеллигенцией в мозги всем остальным, что "выковырять" оттуда его, видимо, уже невозможно. И поэтому они старательно блокируют любые проявления "антиевропейства", выдавая его за противодействие прогрессу, архаизацию и все такое. (И не видя, что реально архаизация - это именно что "ультраевропейство", это именно что объявление Европы "мерой всех вещей".

Вот, например, любят  приводить пример Петра Великого, который - с т.з. обладателей "мозгов образца 1989 года" - был, якобы, большой любитель Европы и ненавистник "исконной" России. Якобы. Потому, что на самом деле если что и являлось главным достижением Петра Алексеевича - так это именно то, что он сумел сделать Россию не просто великой, но и успешно противостоящей этой самой Европе. И "движение на Восток" европейцев именно он остановил более, чем на 100 лет. (На самом деле даже 1812 год был - если кто помнит - неудачным в этом плане для "цивилизаторов". И первая - крайне относительная - их победа относится к Крымской войне. Но именно что крайне относительная.)

Но почему же тогда были все эти "европейские платья" и "отрубленные бороды"? А были они именно потому, что Петр был не просто антиевропейцем, а крайне последовательным антиевропейцем. Правда, не слишком разбирающимся в предмете - но тогда в нем вообще никто не разбирался. В том смысле, что мало кто мог "отделить мух от котлет", а инженерное искусство от книксенов и камзолов. Или, вот, понять, что в организации регулярной армии важен не столько покрой платья, сколько его единообразие, что баллистика и курение трубок в целом не связано, и что не все в западных странах на голову превосходит отечественное. Но винить Петра в указанном смешно: нужно было много лет постоянных экспериментов для того, чтобы понять - что нужно брать себе, а что нет. (Собственно, царь именно такими экспериментами и занимался: например, он экспериментально установил, что рекрутский набор, в целом, дает много более качественную армию, нежели европейская "вербовка".)

Однако главное в "эпохе Петра" - это то, что данный период был временем не просто патриотизма, а очень сильного патриотизма, превосходящего, если честно, то, что было до! Потому, что при любом подозрении на то, что кто-то - даже самый близкий человек - работает на иностранную державу, то для этого "близкого человека" битье кнутом и ссылка в Сибирь была бы самым лучшим вариантом. (Что там говорить: Петр и родного сына на плаху отдал - именно потому, что за Алексеем стоял не просто заговор, а заговор во главе с Австрией.) Головы летели активно - причем, и "иностранных специалистов" это так же касалось в полной мере. (Т.е., европейцы не были для Петра неприкасаемыми, наоборот - приняв их на службу, Петр начинал относиться к ним так же, как к русским.)

Собственно, в этом и состоит разница между петровской политикой и тем "европоцентризмом", что ведет свою родословную из 1970-80 годов: Петр НЕ ЛЮБИЛ Европу, он любил Россию. И - видя европейскую военную и технологическую мощь (а не видеть ее мог только слепой) - хотел, чтобы именно Россия стала такой же могучей, как европейские страны. О том, чтобы "включить Россию в Европу" Петр не просто не задумывался - он отчаянно боролся именно с этой идеей. (Собственно, и объявление России Империей имело именно этот смысл - это давало гарантированное "невключение" ее, например, в имперскую политику Австрии, уравновешивание России по значимости со СРИГН.)

И да, самое забавное - Петр был не просто истинным русским патриотом, но еще и русским православным патриотом. В том смысле, что не только строил церкви - кстати, именно при Петре в конце 17 нач. 18 веков было множество каменных церквей в старых русских городах, не говоря уж о новых. Но и прямо прислуживал во время богослужений - что, разумеется, было невозможно в случае, если бы Петр был такой враг Православия, которым его рисуют. Про то же, что царь решительно был настроен на войну с Османской Империей и на восстановление Православия в Южной Европе можно не упоминать. И на деле "церковная реформа" Петра - которую традиционно считают антицерковной - была связана с его боязнью "папацезаризма", т.е., превращение патриарха в духовного лидера, поставившего бы себя выше государства, России.

Впрочем, ладно - и так понятно, в чем состоят основные проблемы понимания петровской эпохи "людьми 1980 годов". А состоят они в том, что оные просто переворачивают реальный петровский патриотизм, состоящий в укреплении России "скопированными с Европы элементами" в желание царя "сделать в России Европу". Про то, что такая мысль русскому человеку 17 века - для которого религия (православие) была одним из базисов миропонимания - просто не могла прийти в голову (чай не малоросс с его "греко-католицизмом", "унией" и прочими "ересями"), "люди 1980 годов" просто не догадываются.

Но ведь ровно то же самое можно сказать и про большевиков - которые так же внедряли в стране множество "элементом европейской реальности", но при этом так же делали ставки на развитие своей страны. Да, сейчас много говориться о том, что они - большевики - "желали мировой революции" и т.д., писали и говорили про это. И так же, как Петр, постоянно превозносили европейские достижения по сравнению с "лапотной Россией". Но это - опять же - происходит от "базиса 1980 годов", от сложившихся тогда представлений, характерных для богатого и безопасного общества.

Потому, что вне указанного - вне возможности воплощения в жизнь - все желания и заявления мало чего стоят! Потому, что можно желать, чтобы прилетели инопланетяне и построили нам тут коммунизм, и даже активно заявлять и пропагандировать оное, но смысла во всем этом будет ноль. Потому, что у данного сценария нулевая вероятность воплощения. Поэтому надо смотреть не на слова - а на действия. А они - действия большевиков - уже в конце 1917 - нач. 1918 года свидетельствовали об одном: о том, что ставка была именно на Советскую Россию, на ее благополучие. Потому, что даже начальные декреты Советского руководства - за исключением самых первых декларативных - были направлены на организацию жизни в России. Начиная с решения "земельного вопроса" и заканчивая организацией научных и технических учреждений, связанных с модернизацией страны.

Ну да: если бы большевики реально верили в возможность скорого установления "земшарной республики", то зачем, например, им было организовывать производство радиоламп в 1918 году? (До революции оные закупались за границей.) Или, скажем, зачем в условиях, когда якобы "надеялись" объединиться с "ведущими индустриальными державами", основывать Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта? Неужто немцы с из развитым паровозостроением не могли дать паровозов, или хотя бы их конструкции? Или, скажем, ЦАГИ - Центральный аэрогидродинамический институт под руководством Жуковского, будущая кузница советской авиации, зачем нужна была она при условии революции в передовых авиастроящих странах, вроде Германии или Франции?

Ну и т.д. и т.п. - в том смысле, что еще в 1918 году реально речь шла о создании СОБСТВЕННЫХ российских базовых отраслей, от агрономии до химической промышленности, от здравоохранения (система Семашко) до Мичуринского института, от завода АМО до Шатурской электростанции? Как это вообще сопрягается с концепцией "сжигания России для запуска Мировой революции"? Зачем нужно было стараться, если бы большевики реально верили, что "индустриальная Европа" вскоре будет с ними? Вот, например, в РФ "образца 1990-2000 годов" решено было "не производить эти убогие станки", потому, что можно покупать неубогие европейские - и станкостроение почти загнулось. Или, скажем, при незабвенном Дмитрии Анатольевиче решили, что "нам не нужны убогие совковые самолеты" - и почти что загнулось авиастроение. Ну и т.д. и т.п.

То есть, как бывает тогда, когда реально решают, что "заграница нам поможет", когда на самом деле "ставят на глобализацию", известно очень хорошо. И это - как нетрудно догадаться - к большевистской политике вообще не имеет никакого отношения. Но людям с "мозгами из 1989" понять оное очень тяжело. Им кажется, что если кто-то - не важно, Петр Великий или Ленин - очень жестко говорит о "русских", "о России", то он враг. А если кто сюсюкает, восхищается - народом, страной - но при этом отдает все "иностранным инвесторам", как Николай 2 или Ельцин, то он, понятное дело, друг. Хотя на деле все обстоит обратным образом.

Кстати, это не только к России относится: вон в соседней стране все соревнуются в дифирамбах к Украине, к украинцам, хвалят невероятно и страну, и людей а на деле... а на деле построили буквальный Ад на Земле. Это специальный пример для тех, кто считает слова чем-то значимым! Кто до сих пор думает, что живет в 1989 году, и что достаточно будет переименовать советские названия и вынести Ленина из Мавзолея, как жизнь попрет! (И готовы лопнуть от негодования на того же Ленина, который говорит о "великорусском шовинизме". Ну да: "слова о шовинизме" - это важно, а электростанции например, или медпункты, или самолеты, или агрономия, которые под руководством Ленина создавались в России, это так, пустяк.)

Впрочем, что тут возмущаться: того же Петра аж антихристом называли в массовом количестве, а не только "немецким шпионом". (На самом деле и "шпионом" тоже - см. знаменитый миф о том, что "немцы (!!!) царя подменили".) И считали, что он только русскую кровь и лил - несмотря на то, что численность населения в петровскую эпоху стабильно росло, кстати - а Империя, это так, побочный эффект. (Ну да: решил Петр извести русских - создал им мощное государство с современной армией. Хотели большевики извести русских - построили им промышленность и коммунальное хозяйство, а заодно - дабы "грохнуть" окончательно - еще и ядерное оружие дали. Потому, что вон в Швейцарии ядерного оружия нет - а жизнь прекрасная!)

Ну, а для тех, кто способен найти силы для преодоления "вечного 1989 года" можно только добавить: есть только один критерий истины - практика! И он на много порядков выше всяких слов.

Previous post Next post
Up