Пугачева: разрушение миража

Apr 22, 2024 11:32

Ну, и да: вчерашний  пост про бардов Никитиных - давно уже канувших в Лету и существующих только в качестве звукозаписей сорокалетней (и более) давности - напомнил мне о другой работнице "медийного фронта". О той, которая так же не намного (всего на 5 лет) моложе Никитиных, но при этом еще вчера считалась не просто популярной эстрадной исполнительницей, но "королевой эстрады" и "суперзвездой". (При том, что исполняла чего-либо довольно давно.) Об Алле Борисовне Пугачевой.

Которая очень сильно, ИМХО, напоминает "бардов Никитиных" - хотя, казалось бы, "весовые категории" тут различны. И даже не тем, что оная так же высказывалась известным образом об СВО и Украине, ну и все такое - это то как раз малозначимо в свете более серьезных вещей. Состоящих в том, что Пугачева - по сути своей - так же является "героиней" не просто "вчерашних дней", а дней позавчерашних. А точнее даже - поза-поза-позавчерашних. Ну да: как говорилось в анекдоте - "Брежнев есть мелкий политический деятель времен Аллы Пугачевой". Так вот: этот анекдот не врал!

Точнее, врал в плане "мелкости" Брежнева - на самом деле это фигура крупная. Но вот то, что "эпоха Аллы Пугачевой" приходилась именно на брежневское время - да, он оказался совершенно точным. Потому, что "примадонна российской эстрады" была реально популярна "в народе" примерно с 1975 года ("Арлекино") до года 1985. (Ну, это уже не Брежнев, а Андропов с Черненко, но не суть важно.) Именно в эти времена ее песни неслись, действительно, из каждого "утюга" - с кассетных и катушечных магнитофонов, с проигрывателей. То есть, с тех источников звука, которые "регулируются" самими гражданами.

Про радио и телевизор пока промолчим - потому, что там совершенно иные законы. (Об этом будет чуть ниже.) Но, в любом случае, Пугачава была в конце 1970 реальной "суперпевицей", "дивой", фигурой, которая находилась на самой вершине народной любви. Конечно, понятно, что вознесена туда она была, на 90% за счет работы реально талантливых "профи" советской культуры, вроде Паульса и Резника. И что заслуга самой Аллы тут только в том, что до того, как стать "суперзвездой", она активно "скакала" по коллективам (и не только) в поисках возможности "вознесения". Все это, в общем-то, не важно - потому, что а) любовь масс была б) эта любовь была заслужена. (Хотя, конечно, если брать "примеры творчества" данной певицы, а заодно и композиторов с поэтами, то можно увидеть, что его воздействие на страну было очень неоднозначным, а точнее... впрочем, ладно.)

Но данный период - как нетрудно догадаться - закончился сорок лет назад. (Да, дети, рожденные в начале 1980, не только уже выросли, но часто уже вырастили собственных детей!) И "та Пугачева" - давно уже такое же достояние истории, как "те Никитины", или, скажем, "тот Кобзон". Причем, совершенно не важно: живы ли носители "той славы" или нет - для общества они давно уже мертвы. (И тут живая Пугачева ничем не отличается от умершего Кобзона. Вообще ничем! Потому, что важны не личности, но соцроли!)

Нет, надо отдать должное Алле Борисовне - она пыталась тогда бороться за "творческую жизнь". Меняла имидж, пыталась петь "в роковом стиле" (но не дано), а самое главное - начала активно эксплуатировать созданный прежде имидж "суперпевицы", а главное - налаженные за это время связи. Но нет: во второй половине 1980 годов Пугачева стала уже не "магнитофонной", а "телевизионной" певицей. То есть, исполнителем, чье творчество населения скорее навязывались - через мощнейшую систему теле и радиотрансляций - нежели выбиралось им самим. (Через покупку дисков и запись магнитоальбомов.)

И да, конечно: указанное - это не уценка "уровня" самого исполнения, кое тогда (конец 1980) было вполне высоким. А именно что указание на социальное положение данной певицы. Надо ли говорить, что в следующие десятилетии положение данное еще более "углубилось". Потому, что, с одной стороны, "к власти и деньгам" пришло поколение, для которого Пугачева была "звездой молодости". (Условные "поздние бумер - ранние иксы" 1955-1965 г.р., которые в это время стали базисом в индустрии развлечений.) С другой же - само "исполнительство" стало очень хорошо оплачиваться. Очень-очень хорошо на общем уровне нищеты страны - что позволило эстрадным деятелям стать крайне значимыми людьми.

Собственно, этот период - 1990 годы - можно считать временем превращения Пугачевой в "искусственную фигуру имени себя", в почти чистый симулякр, где любое исполнение было возможным только через сложнейшую обработку голоса. (Писали исключительно в студии, все - 100% - концертов были под фонограмму.) Да и "внешние данные" стали результатом не менее сложной работы пластических хирургов и визажистов. В принципе, можно было вообще обойтись без "живой основы" - но уровень компьютерных моделей был еще не высок, поэтому какие-то проценты результата, все же, были связаны с "творческой работой". Но именно что проценты - основное занятие Пугачевой в это время составлял собственный пиар и укрепление связей. В результате чего она стала "теневой королевой российской эстрады". "Королевой", дающий шанс и отнимающей его у всякого, кто хотел бы получить работу в данной сфере.

Кстати, интересно: но встречалась информация о том, что именно АБП стояла за ростом "педерастичности" российской эстрады, что именно она, например, рекомендовала Борису Моисееву и Сергею Пенкину изображать "голубых". Но это так - на уровне слухов. Потому, что в данном случае много важнее то, что реально с 1990 годов ни о какой "певице Пугачевой" - не говоря уж о "популярной певице Пугачевой" - речь вести невозможно. (Удачливая бизнесменша-организаторша - да! Певица - нет!) Ну, а о том, что все ее "песни" этого времени есть скорее результат работы техники, а не голоса, было сказано уже выше.

Что же касается 2000 годов и всего последующего - то тут можно сказать, что никакой реальной "певицы Пугачевой" за пределами медиаобраза не осталось вообще. Кажется, она тут даже ничего не "пела" - видимо, проблемы с голосом стали слишком велики даже для исправления путем компьютерной обработки. (Наверное, самое разумное тут было бы - полностью "отвязать" сценический образ от физической личности, смоделировать его, запатентовать, а потом можно и выпускать клипы. Но, видимо, юридически это невозможно.) Всё! "Певица Пугачева" в это время "кончилась" полностью. Осталась некая "медийная мумия", живой труп, функционирующий исключительно благодаря мощной телевизионной накачке...

И когда в 2022 году "певица Пугачева" решила совершить это демарш, и слетела с "телевизионной иглы", она ... кончилась практически сразу. "Физический носитель", конечно, остался - но смысла в нем оказалось ноль. (Петь в 75 лет конечно, можно - но, видимо, для этого нужна а) хорошая "генетика"; б) постоянные тренировки. Пугачевой же первого не досталось, а на второе не было времени из-за активного занятия бизнесом.) Поэтому "самая значимая российская суперзвезда", "примадонна российской эстрады" и все такое была просто обречена на забвение. Ну да: она же - как было сказано выше - где-то там рядом с Кобзоном, Магомаевым и группой "Цветы". (Последняя, кстати, так же оказывается существует в виде "живого трупа", и даже "дает концерты" в данном состоянии. Для немногих - но обеспеченных - своих поклонников.)

Поэтому сейчас значимость Пугачевой в "российском инфопространстве" равна нулю. Да, конечно, самой "примадонне" представить это сложно - все же почти 50 лет купалась "в лучах славы". (В начале - прямой, а потом - "отраженной".) Но это не суть важно. Важно, что, ИМХО, лет через десять тут большая часть населения просто забудет: кто это такая, что она значила и т.д. (Лица 1955-1965 г.р. уходят уже на пенсию, лица 1965-75 г.р. так же уже не молоды, а для всех остальных Пугачева - это просто "лицо из телевизора", не более того.)

Что сказать: sic transit gloria mundi никто еще не отменял...

P.S. Ну, и да: про особенности "творчества Пугачевой" и авторов ее песен тогда, когда они были популярны, надо писать уже в отдельном посте.

Previous post Next post
Up