Почему закатилась Третья волна?

Mar 19, 2024 10:29

На самом деле вопрос о снижении значения "образованного городского слоя" имеет, ИМХО, гораздо более фундаментальные основания, нежели обычно считается. Потому, что - как уже говорилось - это означает закат очень важного треда, тренда, который зародился в "благословенных 1960 годах", и который Тоффлер (был такой популярный автор) назвал "Третьей Волной". Третьей волной, между прочим, не чего-нибудь, а "развития человечества", как такового: указанный автор выделял "первую" - доиндустриальную - "волну", вторую "индустриальную", и третью, "постиндустриальную", которая вот-вот должна была наступить. Как казалось из указанных 1960-70 годов. ("Третья волна" - 1979 года, однако основные идеи Тоффлер выработал уже лет на 10 раньше.)

Да, "постиндустриал", столь любимый многими - это отсюда. (Тоффлер, впрочем, говорил "супериндустриал", но в данном случае это не важно.) И уже несколько позабытые "когнитарии" - тоже из данной модели, созданной в "золотые десятилетия" человечества, и определившей "идейный фон" до самого последнего времени. И "креативный класс" - он же "креаклы", который сейчас воспринимается исключительно саркастически... тогда, когда еще лет двадцать оный мыслился чуть ли не как главный "бенефициарий будущего". Все это - порождение благословенных 1960 годов, времени максимального взлета и развития человечества. И одновременно - времени, когда и были сделаны все основные "шаги к смерти". (Как говориться: диалектику не отменишь!)

Впрочем, об этом будет чуть ниже. Пока же стоит сказать, что главная мысль "Третьей волны" - "постиндустриального перехода"  состояла в том, что "не производство будет играть главную роль, а НИОКР", ну, и соответственно, что главными в обществе станут не "бизнесмены-производственники", вроде Круппа или Форда, а разные университеты, лаборатории и прочие "производители знаний". Собственно, тогда, в 1960-70 годах это казалось "более, чем естественным": тогда уже наступила "эпоха высоких технологий" - правда, они еще не сводились полностью к компьютерам и программам - когда "открытие" той или иной области мог запустить целую экономику! (Хрестоматийный пример: транзисторы и Япония. В том смысле, что именно переход от ламповой к полупроводниковой технике на 50 лет сделал "Страну Восходящего Солнца" пионером в любой электронной области.)

Именно поэтому даже в СССР заявлялось, что "наука превращается в непосредственную производительную силу" - хотя, конечно, в этот период все подобные слова уже воспринимались тут исключительно в виде лозунгов и особого смысла за ними не искали. (Максимум, тут подразумевали увеличение "затрат на науку".) Тем не менее, идея о том, что теперь именно "умники в белых халатах" - а не рабочие в спецовках - определяют мощь и достижения страны, у нас постепенно проникала в сознание. Со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, ладно - в данном случае это все разбирать нет смысла. Можно только сказать, что для условного "человека 1960 годов", а так же "человека 1970-80 годов" у нас вполне естественной выглядела идея о том, что "истинную ценность создают именно что умные люди".

И когда в конце 1980 годов "ученых и инженеров" заменили на "предпринимателей" (следующий акт этого "марлезонского балета"), мало кто воспринял это чем-то экстраординарным. Ну, во-первых, потому, что к этому времени у нас уже был принят "хайнлайновский" образ "предпринимателя-инженера", вроде Форда или Круппа. (В противовес господствовавшему ранее образу "предпринимателя-рантье", того самого "жирного буржуя в цилиндре".) То есть, разница между "третьеволновым" безнесменом и "третьеволновым" ученым была - в общественном сознании - минимальна. Ну, а во-вторых, тогда считалось (это сохраняется в текущем общественном сознании), что само создание и администрирование "фирмы" есть не просто важная работа - а самая важная работа, превышающая значимость работы, собственно, работников.

О том, что а) "капиталисты" давно уже не "администрируют", собственно, предприятия; б) что "капиталистов" в классическом смысле - то есть, тех самых владельцев в заплатанных сюртуках или новых смокингах, что бегают по заводам или сидят в кабинетах - давно уже нет, потому, что 99,9% капитала не просто акционировано, но акции давно уже много раз поменяли своего владельца, эти самые "позднесоветские люди", разумеется, не знали. (Точнее, знать не хотели, не желали - это ломало их картину мира.) Поэтому они продолжали упорно держаться за концепцию "инженера-бизнесмена", как базовую. Более того, очень многие позднесоветские, дожившие до сих дней, держатся за нее до сих пор.

Впрочем, ладно - тут мы уже достаточно далеко уклонились за рамки поставленной темы. Потому, что самое главное во всем указанном для нас тут - это то, что в период "золотых десятилетий человечества" так называемый "умственный труд" (точнее, конечно, представители этого самого "умственного труда") получил, по сути, "карт-бланш" на власть. Право на распоряжение всеми остальными членами общества. Да, только в общественном сознании - но, во-первых, это первый шаг к власти вообще. А, во-вторых, реальная власть - которая так же попадает под влияние общественного сознания - с этого времени ориентировалась ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на мнение этих представителей "умственного труда".

Проще говоря: где-то со второй половины 1980 годов стало общепринятым то, что надо выслушивать ТОЛЬКО интеллигентов и стараться удовлетворять их потребности! Причем - еще раз скажу, чтобы не было "непоняток" - это был общемировой процесс. ("Третья волна" - напомню - это книга американского автора!) И то, что сказано выше - то есть, создание культа "бизнесмена-инженера" (правда, уже в "период яппи" (1981-88 гг.) трансформировавшийся в культ "бизнесмена-управленца"), а так же признание именно за этой фигурой базового значения в экономике - являлось глобальным последствием "золотых десятилетий" вообще, и "блистающих 1960" в частности.

Поэтому можно сказать, что где-то к началу 1990 годов "умники", в целом, победили в мире! И можно было бы с радостью открывать шампанское и праздновать приход указанной "волны", если бы... если бы не оказалась, что у этой "победы" какой-то странный вкус. Очень-очень-очень странный, такой, что даже "пирровой" эту победу назвать нельзя. Потому, что:

а) реальная основа экономики так и не была переведена на "постиндустриальные-супериндустриальные" рельсы. Скорее наоборот: случившийся в 1980 годы "вынос производства" - у нас, кстати, тоже можно признать что-то подобное, "нам не нужны наши дерьмовые станки, мы все купим" есть именно то самое - привел к большей "индустриализации" производств под низкоквалифицированную рабочую силу. Т.е., вместо роботизированных комплексов - как мечталось по обе стороны от "линии Керзона" в каком-нибудь 1978 году - мы получили большие сараи, где полуграмотные работники существовали в "чисто фордистских" условиях.

б) реальная наука и инженерия - получив, фактически, прямой доступ "к кормушке" в виде тех же грантов - начали активно эволюционировать в сторону некоей условной науки и инженерии. То есть, науки и инженерии, работающей не на конечный результат - как это было раньше - но на пресловутый отчет. (По которому, собственно, и выдают гранты.) При этом да, повышение уровня финансирования привело к разбуханию штатов в данной области, к тому, что сюда стали стремиться исключительно ради зарабатывания денег. При этом пресловутые знания и умения начали активно "отступать внутрь", пока вообще не растворились. (Современный ученый - это, прежде всего, совокупность "корочек" и сертификатов, пресловутых "публикаций в рецензируемых журналах", но никак не реальных работ.)

в) возможность воплощения в реальность даже тех реальных достижений (открытий, конструкций), что еще производила система НИОКР, оказалась резко ограниченной возможностью (деградирующей) промышленности. То есть, извлечение из производственной системы всех более-менее способных людей, а так же ресурсов ради указанного НИОКРа, а так же прямой отказ от собственного производства привел к тому, что между тем, что "можно сделать", тем, что "будет сделано, мы надеемся", и тем, что реально делается, возникла огромная пропасть. (Как правило, планы анонсируются колоссальные, но результат...)

г) ну, и да: поскольку особого разделения на "гуманитарные" и реальные (технические, естественные) науки так и не было создано, то гуманитарии - гораздо более приспособленные к указанной "виртуальной" системе - поперли в ней наверх. Итог, думаю, всем известен: даже в биологии, например, проводятся т.н. "гендерные исследования", т.е., исследования на основе не существующей в реальности сущности. (Гендер - понятие чисто психологическое.) Но это так, скорее вишенка на торте.

Короче, никакой "Третьей волны" не случилось. Вместо нее случился "Большой жор" - то есть, дорвавшиеся до власти (почти реальной) "умники" начали активную перекачку себе ресурсов со все более возрастающей "виртуализацией" их собственной работы. Итог печален: "вдруг оказалось", что кроме указанного умения "сосать баблос", у современного общества практически нет вообще никаких умений. И что фантастическое количество лиц "с в/о" вдруг ... исчезает при необходимости найти, например, инженера-энергетика. Или инженера-теплотехника. Или, скажем, кардиохирурга - хотя, казалось бы, количество выпускников медвузов все возрастает. Да что там инженера-теплотехника - сейчас и слесаря то толкового не найдешь.

То есть, реально "власть умных" стала своей противоположностью. Причем, не только в том плане, что интеллектуалов начали представлять люди с весьма сомнительным уровнем интеллекта - вроде Греты Тумберг - но и в том, что реально интеллектуальный уровень общества начал резко падать по сравнению с указанными "блистающими 1960 годами". И сейчас даже если реально потребуется найти "настоящего специалиста", то - см. сказанное выше. А все потому, что диалектика, потому, что добро всегда порождает зло, а в победе кроются семена поражения. И что "линейное мышление" - а "Третья волна" и все концепции постиндустриала  есть именно линейное развитие того, что было в 1960 годах - ВСЕГДА оказывается ошибочным.

Но говорить об этом надо уже отдельно...

Previous post Next post
Up