Откуда "растут" образы "популярных героев"

Feb 13, 2023 10:31

Встретил в ЖЖ пост под названием "Рыцари без чести и совести: мрачная правда о трёх самых известных супергероях" . Пост - понятное дело - банальный стеб "лиц либеральных взглядов", с издевательскими отсылками к "марксизму". (На самом деле, конечно, к его "вульгарному представлению".)

Впрочем, в данном случае интересно то, что большая часть т.н. "супергероев", созданных американской поп-культурой, действительно относятся к верхним классам или действуют в интересах верхних классов. И, что самое интересное, у этого есть не просто "материалистическое обоснование": это-то понятно - подобные образы создаются в полном соответствии с желаниями издателей - но и обоснование "историческое". То есть, генезис т.н. "супергероев" оказывается вполне конкретным - не просто "классовым", а ультраклассовым.

Но для понимания этого следует обратить внимание на одну простую - но мало кем замечаемую - вещь. На то, что все эти "рыцари комиксов" с трусами поверх колготок в реальности были не "первым продуктом" поп-культурной эпохи. Нет, они на самом деле наследовали другим "борцам с преступностью" - частным детективам. Да, именно так: когда в 1930-50 годы американские авторы придумывали разнообразных "суперменов" и "бэтманов", они на самом деле просто использовали уже "разработанные" образы "отважных детективов", которые к этому времени были не просто массовыми, но уже навязшими в зубах. (Именно поэтому-то разного рода "юберменши" пошли на ура - читателям и зрителям хотелось чего-то новенького.)

Так вот: самое интересное тут - это то, откуда взялись эти самые "частные детективы" в товарных количествах. (В 1930 годы, кстати, пошли уже "не частные" - в смысле, сотрудники полиции - но они были так же вторичны. Поскольку изначально в поп-культуре полицейские имели какую угодно роль, но только не роль главного положительного героя.) А взялись они из - если честно - крайне жуткой и мрачной ситуации. Которая сложилась в США конца XIX века.

Да, именно так: со стороны могло показаться, что в это время данное государство "растет, как на дрожжах" - экономически. (Впрочем, не только - если кто хочет, то может посмотреть его территориальный прирост за позапрошлый век.) Что там развивается промышленность, увеличивается не просто ВВП, но ВВП на душу, что там внедряются массово все современные технологии, и любой продавец билетов может "своим умом" стать миллионером. Но на самом деле это - только одна сторона медали.

Второй же является то, что в это время огромное количество людей лишалось своих земель и становилось наемными рабочими - от поденщиков в сельской местности до шахтеров и стрителей. При этом, понятное дело, уровень их жизни был не просто низким, но все время снижался - ну да, число претендентов на работу-то растет - а степень эксплуатации все возрастало. Ну, а данная ситуация, в свою очередь, вела к росту классовой борьбы, к зарождению и развитию профсоюзного движения. (Как в Англии - с которой США в то время еще сохраняло определенную связь.)

И конечно же, американским капиталистам это самое "рабочее движение" было, как кость в горле. Ну, а поскольку "нравы" в тогдашних Штатах были достаточно специфичными, имеющими еще многие элементы "фронтира", то борьба эта осуществлялась не только "легальными средствами" - как то подкупленные судьи и полицейские, охаивание в газетах и церковных приходах и т.д. Но и, так сказать, "нелегальными", в духе Дикого Запада. Проще говоря, рабочие демонстрации избивали "специально нанятые бандиты", а особо рьяных активистов просто "прикапывали в лесочке".

Но поскольку "проста так" бандитам заниматься подобным "бизнесом" было не к лицу, то они ... переквалифицировались в т.н. "детективные агенства". (Ну да, привычное дело: формально ЧОП, а реально...) Которые, кстати, занимались и "обычными" детективными делами - кои в условиях "полуфрантира", кстати, так же имели понятные особенности - но именно борьба с рабочими была для них основной. Именно на этом поднимались огромные деньги - а вовсе не на "наблюдении за неверными женами" и даже не на расследовании поведения "неблагонадежных партнеров".

Которые, разумеется, частично просто "проедались", частично уходили на инвестирование, а частично ... шли на создание "приличного образа" детективной деятельности. Проще говоря, эти самые полукриминальные конторы - вроде знаменитого "Агентства Пинкертона" - платили авторам и издателям книг (кинематографа тогда еще не было), в котором эти самые "частные детективы" представлялись в "красивом виде". Понятно, что людей, готовых писать за "гарантированные деньги" всегда было немало, и поэтому уже к 1900-1910 годам возник даже специальный термин: "пинкертоновщина". Так называли "покет-буки" (ну да, данного формата так же еще не было, но смысл уже был), в которых бесконечные "хорошие парни" из частных детективных агентств активно боролись с преступностью, делая жизнь обывателя много лучше и безопаснее.

Забавно, кстати: "Агентство Пинкертона" там указывалось прямо - только имя главаря его изменили с "Алана" на "Ната". (Как говориться, "чтобы совсем не палиться".) Ну, и думаю ни для кого не будет секретом, что "волна" подобной низкопробной литературы (тут нет время для талантов - тут надо средства осваивать) быстро вышла за границы самих Штатов, породив "дочерние волны" в Европе и даже Российской Империи. (Впрочем, что уж там - во времена НЭПа "пинкертоновщина" активно издавалась и создавалась в СССР.)

Ну, а затем - см. сказанное выше - эта самая концепция "герой-детектив побеждает зловещего преступника" породила "суперменщину". Со всем ее спектром "юберменшей", уничтожающих "унтерменшей", кои, в свою очередь, мешают жить пресловутому обывателю. (По крайней мере, так в комиксах показано.) Причем эта самая "новая волна" не только продолжается до сих пор - см. разнообразные "вселенные марвел" - но и, фактически, стали единственным магистральным направлением поп-культа. Впрочем, это уже совершенно иная тема.

Тут же можно только отметить, что хотя понятно, что только указанным источником "супергеройская тема" не исчерпывается, но определенные моменты подобных "эпосов" она позволяет объяснить. Начиная с известного страха перед массовыми выступлениями и заканчивая высоким жизненным уровнем "хороших". (Потому, что - см. сказанное выше - изначальная основа всего "этого" состояла в борьбе с выступлениями рабочих, а вовсе не в мифической "борьбе с преступностью".) Поэтому "либерально мыслящие субъекты" могут сколь угодно хохмить, но суть всего этого "супергеройства" действительно будет классовая.

P.S. Кстати, на этом фоне все эти современные поделки, вроде "сильных независимых женщин" и "небинарных персон" 50 полов в роли "спасителей галактики" выглядят не сказать, чтобы слишком обидно. Потому, что эти самые "спасители" изначально - это еще те ... небинарные персоны.

P.P.S. Ну, и да: все остальные источники "супергероизма" так же, если честно, не блещут "чистотой и добротой". Скорее наоборот. Поэтому "суперов" можно считать чуть ли не самым мерзким культурным порождением западной цивилизации.

искусство, теория инферно, история

Previous post Next post
Up