Калачи и микропроцессоры

Feb 01, 2023 13:25

Забавно: но реакция правых на предложение - только предложение - ввести в школьную программу роман "Как закалялась сталь" продолжает нарастать - причем, чем дальше, тем больше проявляя этих правых неадекватность. Разумеется, наверху этой неадекватности недостижимой вершиной сияет высказывание госпожи Чудиновой (анекдотическая "писательница", прославляющая монархию) о том, что "Как закаляет сталь" прославляет ... промискуитет. Это в книге-то, в которой признаки секса если и наличествуют, то исключительно у отрицательных героев. (Вплоть до изнасилований, которые творят петлюровцы или бандиты в огромном количестве.)

Но понятно, что это уже однозначная клиника. Тем не менее, вопросы возникают и в случае намного более "умеренных" критиков романа, которыми становятся порой совершенно адекватные люди. (Видимо, действительно, есть у Островского "что-то такое", что буквально "вскрывает мозги".) Вот, например, одна из "противников романа" недавно написала пост о путешествии в один из небольших городков, где проводится политика "возвращения к корням". (Имеется в виду создание пресловутых "туристических кластеров" в псевдотрадиционном стиле.)

"...Люди хранят свои традиции, включая изготовление калачей. Вот это и нужно восстанавливать повсеместно, а не ратовать за возвращение пыльного Павки Корчагина бедным школьникам..."

Что тут интересно? А то, что в данном случае можно увидеть очень характерную "дыру в мышлении" правых. Даже не дыру, а "дырищу". Которая состоит в крайней любви к "внешней картинке" в противовес полному непониманию внутренней структуры общества. И дело тут даже не в том, что выпечка калачей сравнивается с изменением школьной программы по литературе. (Ну да, классическое: "килограммы против амперов".) Поскольку понятно, что "калачи" и "Павка Корчагин" тут только символы, за которыми скрывается нечто иное.

Речь идет о том, что же означает это самое "иное". Как не странно, но никакой тайны тут нет. Пресловутые "калачи", равно как и описанное в посте восхищение городом Коломной - которая "выглядит стильно, в духе Ар Нуво" - означает вполне очевидный тренд современного мышления. (А точнее, не мышления даже, а поведения, стратегий действий.) Состоящий в направленности на рост количества комфорта. На самом деле, кстати, в этом ничего страшного нет - наоборот, одни "приятствования". И, думаю, большая часть наших современников с последней фразой не будет спорить, поскольку жить сейчас реально много лучше, нежели 30 лет назад. (Не говоря уж о 1920 годах.)

Ну да: то же благоустройство городов серьезно продвинулось за последние два десятилетия. Причем, это касается даже глубокой провинции - про столицы с их эпидемией "похорошелл" лучше не вспоминать. (На ту же укладку плитки в Москве тратят денег больше, чем, например, на всю российскую электронную промышленность. Впрочем, ладно - об этом будет чуть ниже.) Даже пресловутые "дороги" - и те начали делать. (И, скажем, федеральные трассы сейчас выглядят лучше, чем в 1990, 2000 или даже 1980 годы. При том, что нагрузка на них все возрастает.)

Что же касается "исторических центров городов", то на них сейчас реально выливается "золотой дождь". В том смысле, что выделяются такие средства, что немыслимы были в советское время - не говоря уж о временах 1990-2000 годов. Поэтому по всей стране - включая небольшие городки тысяч в 20 населения - в "исторической части" выкладывается плитка, ставятся новые фонари, порой даже ремонтируются фасады и т.д. И да, разумеется, нельзя не сказать об активном восстановлении храмов - причем, порой это восстановление означает постройку заново. Поэтому "исторические улицы" становятся все красивее. (В особенности этот процесс активизировался в последние годы, когда пресловутые "туристические кластеры" стали настоящей эпидемией, пожирающей средства... впрочем, да, об этом чуть ниже.)

Все это - еще рас скажу - замечательно. Равно как замечательны и красивые новые дома, разбиваемые парки и скверы, фонтаны и скульптуры (ну ладно, вкусы у всех различные, тут спорить не будем). А так же многочисленные кафе и закусочные, магазины и торговые центры, не мыслимые, разумеется, в советское время. Которые дают так много ценных и необходимых услуг, которые позволяют современных людей чувствовать очевидное превосходство над своими "совковыми предками".

И мало кто задумывается о том: за счет чего все это происходит? В смысле: почему сейчас можно жить так красиво и комфортно - жуя "исторический калач" в красивом кафе a la russe, тогда, как "в совке" приходилось, в лучшем случае, хлебать щи в убогой столовке? Конечно, понятно, что "рынок лучше, чем план" - но "физически" то за счет чего реализуется эта "лучшесть". И вот тогда, когда начинаешь задумываться над этим...

То становится просто страшно. Поскольку сразу же проясняется очень неприглядная картина, состоящая в том, что данная "красота" формируется исключительно за счет деградации базовых отраслей народного хозяйства, самой основы существования России. Ну да: как было сказано выше, укладка плитки в одной только Москве пожирает такие средства, которые превышают, например, потребности электронной промышленности. То есть, иначе говоря, те деньги, которые уходят на "похорошеллу", не приходят на закупку оборудования, на строительство заводов по производству тех же микрочипов. Которые у нас в стране почти не производятся.

Причем, если еще лет десять можно было сказать: а зачем нам чипы? Мы все равно не умеем их делать, так давайте же закупать последние за рубежом. (А вот плитка кладется возле наших домов - поэтому это хорошо.) Но теперь то, после того, как Запад открытым текстом заявил то, что он хочет от нас за право покупать свою электронную продукцию - да, именно право, поскольку без него (права) даже за большую цену он (Запад) ничего не будет продавать - этого говорить уже нельзя. (Если кто не знает: за это право Запад желает разделения России на несколько государств с переводом всех ресурсов последних в его прямое владение.)

И хорошо еще, что рядом есть Китай. Но Китай, во-первых, так же может чего-то свое потребовать. (Да, не сейчас, поскольку мы с ним сейчас в "одной лодке" - но это положение может и измениться.) А, во-вторых, и Китай может попасть в крайне неблагоприятную ситуацию: скажем, произойдет ядерная война между ним и США, в результате чего крупные центры производства чипов там будут разрушены. Ну, и что нам тогда останется делать? Калачи жевать?

Видимо да. Ну, и еще столь любимыми сейчас "продуктами народных ремесел" пользоваться. Потому, что оказывается, что поддерживать полный спектр всего жизненно-необходимого наша промышленность не может. Закрылись заводы, КБ из-за "экономической эффективности". А выброшенный оттуда персонал - все эти рабочие и инженеры - нашли свое место в тех самых "сервисных отраслях", о которых сказано выше. Ну да: вот стоит за прилавком продавщица - потенциальный педагог или медсестра. (Ранее - годах в 2000 - вообще, реальный педагог или медсестра: у продавцов тогда дипломы о ВО или СО были на 100%.) Вот кладет плитку или делает "исторический фасад" рабочий - который иначе бы производил станки или строил корпуса заводов для выпуска микросхем. Вот работает красивый сайт в интернете, который написал программист, который - по своему образованию - должен был бы проектировать архитектуру микросхем. Ну и т.д., и т.п.

То есть, как уже не раз говорилось, весь этот "сервис", вся эта "красивая жизнь" современного россиянина - это неустроенные, недофинансированные базовые отрасли. (Ну, "зачем нам наши дерьмовые станки", давайте лучше больше магазинов, театров и ресторанов. Ведь кто этими станками питается? А в ресторане каждый покушать рад!) Правда, до определенного времени это прекрасно прокатывало - потому, что, во-первых, в советское время этот "базис" был построен с многократным запасом. (Готовились к ядерной войне, не шутка!) А, во-вторых, что "наши дорогие партнеры" до определеного времени пытались вести себя прилично. То есть, позволяли - пусть и за завышенную цену - покупать свою продукцию.

Но сейчас-то все переменилось. В том смысле, что единственное, что нужно "там" - это, см. выше, полное расчленение и колонизация России. С понятными последствиями для проживающих тут. В подобном случае восхищаться "калачами" - это, простите... ну, не знаю, как и сказать. В особенности если кто-то при этом декларирует себя российским патриотом и сторонником национальной независимости. (Тут единственная мысль приходит в голову: "что это - глупость или измена?" В том смысле, что сейчас-то надо понять, что независимость страны - это не "возвращение к корням", а энергетика, промышленность, образование, наука и т.д.)

Однако нет: у подавляющей части россиян "сервис" так и продолжает находиться на первом месте. (Да, это естественно - но человек то тем и ценен, что может выходить за рамки естественности.) А "базис" так и остается чем-то вторичным. Причем, даже до правительства дошло (!) уже, что верно обратное - но общественное сознание это еще не принимает. А значит...

А значит, очень вероятна ситуация, в которой актуальным станет как раз то, что написано в романе "Как закалялась сталь". А именно: упертое, героическое - не считаясь с человеческими жизнями - восстановление-воссоздание это самого разрушенного базиса. С неизбежным разрушением столь любимого всеми сервиса. Да - специально еще раз скажу явно - этого крайне не хотелось бы. Потому, что жизнь Павла Корчагина - это не то, что выглядит предназначением для человека. Но если больше нет никакой возможности, если единственная альтернатива тут - предательство, да и то доступное не для всех (большого количества предателей Запад просто не потянет) - то придется выбирать именно этот путь.

Как плату за "жевание калачей" сегодня...

социодинамика, прикладная мифология, правое мышление

Previous post Next post
Up