Про елки, картошку и независимость

Dec 05, 2022 10:42

На Россию навалилась страшная беда: Союз производителей рождественских деревьев ЕС запретил поставку новогодних елей в Россию . Таких ударов по себе наша страна еще не знала - как же теперь на Новый год, и без елочки? Будем наряжать на новый год березу? (Во-поле березка стояла...) Впрочем, нет, конечно же. Уж чем-чем, но елями наша страна не обижена: любой лесхоз выращивает их в огромном количестве. И до определенного времени даже сама мысль о том, что "на новый год необходима импортная елка" выглядела очень странной.

Тем не менее, иностранные ели завозятся. Причем, завозятся в огромном количестве: за прошлый год, например, было ввезено более 1,5 млн. деревьев. Кстати, это относится не только к упомянутой в прошлом посте "пихте Нордмана", но и к обычной Picea abies, сиречь "ели европейской". Кстати, основным поставщиком последней выступает - точнее, выступала, конечно - Польша. (Дания "специализировалась" на пихте.) Подобное положение выглядит - как уже было сказано выше - абсурдом: везти в Россию, известную своими лесами (в том числе и ельниками) елки - это похлеще, чем ехать в Тулу со своим самоваром. (Причем, еще раз подчеркну: еще лет двадцать назад мы прекрасно обходились без подобного импорта.)

Но на самом деле ничего удивительного тут нет. В смысле - в "елководстве" наблюдается тот же процесс, что и в любой другой отечественной отрасли. А именно: все "местные производители" тут изначально находятся в очень невыгодном положении, несмотря на то, что они предлагают "почти такой же товар", да еще и значительно дешевле. (Наверное, не надо говорить, что затраты на выращивании деревьев в отечественных лесхозах много меньше, нежели в западных питомниках - и в связи с низким уровнем зарплат, и в связи с жесткими экологическими нормами, ну и т.д., и т.п.) Так вот: все это на самом деле оказывается не важным по отношению к главному.

К тому, что западные производители имеют "хорошую логистику". Да, именно так: на их стороне оказывается отлаженная система поставок деревьев из питомника в гипермаркет, благодаря чем продавцы "просто платят деньги" - и получают нужный продукт. Отечественные же производители по понятным причинам позволить себе это не могут - это слишком дорого и долго. (Срок окупаемости вложений составляет порядка 8-10 лет.) Кроме того, их - лесхозов - слишком много, а крупные розничные сети привыкли работать с ограниченным числом поставщиков. Вот и получается, что в Россию завозят более полутора миллионов "елок" ежегодно - в "обмен" на отечественные нефть и газ. (Причем, соотношение нефти и газа к елкам работает не в пользу первого продукта.)

И так происходит практически во всем. В том смысле, что по мере "развития цивилизованного потребления" в стране количество отечественного продукта все время сокращается - причем, сокращается в тех областях, в которых, казалось бы, Россия имеет полное преимущество. Например, помимо елок это заметно на том же картофеле  - продукте, которые, как может показаться, растет везде. И на Юге, и на Севере, и на Востоке, и на Западе, и в Воронеже, и в Новосибирске, и в Архангельске, и не знаю еще где - трудно найти место в стране, где не было бы пресловутых картофельных грядок.

Однако при этом - удивительным образом - на полках гипермаркетов все чаще господствует картофель импортный. Скажем, израильский. Или египетский. Кстати, забавно - но белорусского картофеля меньше, нежели ближневосточного, хотя, казалось бы, нет более "картофельного" места. Что же касается картофеля российского... ну, что тут сказать. Например, еще лет пятнадцать назад у нас в Нижегородской области эта культура считалась чуть ли не основной для выращивания - его растили и фермеры, и агрохолдинги, и отдельные сельские жители. Растили и городские на своих "шести сотках".

Но это было в прошлом - когда основной способ реализации состоял в продаже продуктов на рынках - и отдельным лицам, и оптовикам. С приходом "современного ритейла" ситуация резко изменилась. В том смысле, что стало возможным или "сдавать" этот продукт буквально за копейки - года четыре, кажется, продавали по шесть (!) рублей за килограмм, а то и ниже. (Точнее, конечно, брали "за тонну", но в соответственном масштабе.) Итогом данного действа стало то, что практически все крупные производители выращивать картошку прекратили - перешли на ту же пшеницу. (Которая и на экспорт идет, и прекрасно храниться.) Разумеется, то же самое сделали и частники. А "мелкие" огородники вообще забросили данное занятие.

Ну, а в магазинах - см. выше - началось "активное продвижение" израильско-египетского продукта. Конечно, может показаться, что ничего страшного в этом нет: ну, да, картофель давно уже считается вредным продуктом, пусть лучше народ ест брокколи. Или какой-нибудь булгур-нут, которые постепенно завоевывает наши кухни. Но, во-первых, сокращение "русского картофеля" значит - см. выше ситуацию с елями - вывоз денег за границу. Точнее - вывоз отечественной нефти и газа, которая, по сути, и обменивается на подобный товар. Причем, если картофель - "ресурс" возобновимый, то нефть и газ - нет.

А во-вторых, стоит понимать, что в условиях жесткого кризиса - скажем, военных действий - именно этот "вредный продукт" приобретает большое значение. (См. ситуацию во времена Великой Отечественной войны.) И вот тут то вопрос "картофелезависимости" оказывается не таким уж и смешным. (Конечно, есть еще Батька - он пропасть нам не даст. Но кто знает, что ждет самого Батьку?)

Ну, а то, что этот кризис - рано или поздно - случится, давно уже не является тайной. Равно как не является тайной и то, что - рано или поздно - вопрос о внешних закупках придется решать очень серьезно даже в случае, если "большой войны" не будет. Потому, что, во-первых, вся система внешней торговли сейчас выступает "долларозависимой" - то есть, покупая чего-то за рубежом, мы volens nolens кормим "Мирового Паразита". (Делая его сильнее и способнее у уничтожению нашей страны в случает, если он этого захочет.) Ну, а во-вторых, после начала распада этой системы - которое (начало) уже случилось - закупать чего-либо станет много сложнее.

А вот восстановление "компетенций" - простите за идиотское слово - в плане картофелеводства окажется не таким уж и простым. Как, например, сейчас происходит в областях, в которых мы отбросили почти все производство еще лет десять-двадцать-тридцать назад. Скажем, в микроэлектронике. Конечно, многим покажется смешным сравнение производства микрочипов и выращивания картофеля, но на самом деле ничего смешного тут нет. Поскольку даже самые простые вещи при отсутствии адекватных навыков работы могут оказаться очень серьезными. (Ну да: представьте, что все умеют писать программы на Python - потому, что за это "традиционно" платят огромные деньги - а тут картошку сажать надо. И с жуком колорадским уметь бороться...)

То есть, оказывается, что текущая "красивая картинка с множеством импортных товаров" - вещь далеко не безобидная. И слава Богу, что идущий процесс не дошел до логического конца - в  том смысле, что преобразование страны исключительно в "международно-интегрированное сообщество", встроена полностью в "международную систему разделения труда". С потерей возможности что-либо производить самостоятельно - ну, за исключением, разумеется, всевозможных "услуг". (Даже добыча нефти и газа ведется сейчас со значительной долей иностранного оборудования.) И вполне возможно, что существует вероятность "обратного движения" - то есть, реиндустриализации страны с созданием "локальных производственных циклов".

Что, собственно, и составляет основу независимости страны - а так же, в текущих условиях, ее существования в будущем. Но говорить об этом надо уже отдельно...

образ жизни, теория инферно, экономика

Previous post Next post
Up