Повторю еще раз: одно из самых важных заключений, выводимых из текущих событий - это то, что современное общество оказалось полностью лишенным страха перед смертью. Причем, и перед смертью чужой - что, в общем-то, давно уже было очевидным, но принималось с большим трудом. И перед смертью своей - а точнее, перед угрозой своей смерти. Вот последнее, действительно, оказалось крайне неожиданным - потому, что до самого последнего времени существовала уверенность в обратном. В том, что современный человек смерти боится, как огня - и поэтому готов пожертвовать всем (например, свободой) ради своей безопасности.
Последнее, кстати, было чуть ли не самым "любимым" обвинением современников со стороны правых. Которые постоянно вещали о том, что "западный обыватель" - а речь идет, разумеется, о нем, хотя и с включением в данную категорию и многих обитателей бывшего СССР - давно уже утратил "витальность", пассионарность. Предпочитая сытую безопасную жизнь разного рода "утверждениям своих идей". В противоположность "изнеженным европейцам" правые, разумеется, ставили разнообразных "жителей Востока" - прежде всего, исламского. Которые - по их мнению - прямо угрожают существованию западной цивилизации.
Была еще пресловутая "арабская матка", коя способна выпускать новых "воинов ислама" со скоростью печатного станка. Не взирая на все экономическим, политические и военные катаклизмы. Забавно тут то, что как раз в указанное время, когда это начало говориться - в 2000 годы - рождаемость на Ближнем Востоке начала спадать, причем часто очень резко. (На самом деле перелом тут случился в 1980 годах, однако заметным это стало лет на 15 позднее.) Впрочем, об этом моменте - в смысле, о страхе правых перед "нашествием небелых рас" и заменой "небелыми" белого человека - надо говорить отдельно. Пока же можно только указать на то, что апокалиптические сценарии еще совсем недавнего времени сейчас выглядят смешными и наивными.
Ну да: "Мечеть Парижской богоматери", толпы негров и арабов на улицах Берлина, публично унижающих и гнобящих немцев. Что может быть смешнее этого? Ну, разве что странная убежденность "русских националистов" в том, что "в РФ диаспора важнее богатства и должности". (Проще говоря, что разного рода таджики и узбеки живут тут лучше, нежели "офисные хомячки" - потому, что любой таджик и узбек у нас не входит в компетенцию закона.) А ведь такое реально говорили еще лет восемь (!) назад, пугая этими самыми "таджикоузбеками", заполняющими Москву и превращающими русских в рабов. И многие ведь верили!
В реальности все было, разумеется, совершенно по другому. В том смысле, что это именно "невитальные и расслабленные" европейцы и американцы даже в "сверхсытые" 1990-2000 годы массово убивали представителей "неевропейских стран". (На одного европейца, убитого пресловутыми "арабскими террористами" приходится 1000 - если не более - представителей исламских стран, убитых "демократизаторами".) И никакой "арабский террор" не мог изменить данное положение. Да, именно так: СМИ захлебывались от истерики, нагнетая "страх и ужас" - но политика Запада оставалась неизменной. Определяясь сложной "игрой интересов" различных политико-экономических кругов.
Да, пресловутый "террор" - пишу "террор", потому, что реально это был не совсем террор, а часто и совсем не террор, а что-то иное - оказался вовсе не "закрывающей технологией", как это считал какой-нибудь Переслегин или множество подобных "аналитиков", озабоченных "смертью Европы". В том смысле, что он - вопреки старательно выстраиваемой картинке - вовсе не менял существующее положение. А, скорее, наоборот - выступал элементом "иллюстрации" необходимости смены этого положения в рамках указанной "большой игры". (Скажем, необходимо правящим кругам США установить контроль над ближневосточной нефтью - явилось пресловутое 11.09.01. Причем, вне всякой связи с тем, были ли реально "террористы" на "Боингах" или нет.)
Вне же этой "игры" террористические акты никакого смысла не имели. Ну да: вон тот же Брейвик расстрелял 77 человек - кстати, мало какому арабскому фундаменталисту подобное удавалось - и что? Да ничего. Ровно ничего не изменилось, потому, что Брейвик оказался "просто психом" - точнее, "двинутым нацистом" без признаков органических поражений мозга, но с реальной упоротостью своими идеями - а не элементом указанной "игры". Так же как совершенно спокойно то же американское общество воспринимало - и продолжает воспринимать - бесконечные "колумбайны". То есть, расстрелы "поехавшими" гражданами таких же граждан различных возрастов. В первой половине 2022 года, например, их в США было аж 144 штуки.
Ну, а про том, что американская полиция вначале стреляет - а затем уж кричит "стрелять буду" - и говорить нечего.
То есть, проще сказать, реальное отношение общества к смерти своих граждан - причем, даже в "мирных условиях" - всегда было гораздо более спокойным, нежели это принято считать. В том смысле, что если не поднимать в данном случае истерику через СМИ и иные медиаисточники, то пресловутое "убийство по соседству" мало кого затронет. Причем, ИМХО, реакция тут будет даже более слабой, нежели в "классическую" эпоху, потому, что современный человек еще с детства получает прекрасную "привику смерти" в виде пресловутых "новостей".
Ну да: на него ежедневно и ежечасно обрушивается масса информации о том, что кто-то убит, кто-то изнасилован, кто-то попал в ДТП, катастрофу и т.д. Надо ли говорить о том, что в подобном положении смешно было бы ожидать "острой реакции" на каждое подобное событие. (Ну, никого же не удивляет тот факт, что в период "традиционного общества" человек видел столько смертей в своей жизни, что даже ожидание собственного конца не было для него трагедией.)
Впрочем, тут надо сделать еще одно важное замечание. Дело в том, что до недавнего времени - в смысле, до времени прихода "массового Интернета" и "Вэб 2.0" - еще можно было говорить про наличии разделения межды "настоящей смертью", той, что проходит лично в жизни. И смертью "медийной", происходящей на телеэкране или страницах газет. Однако вовлечение практически каждого субъекта в "недра виртуального пространства" эту границу, фактически, размыли. Ну да: наше современник привык общаться через смартфон, покупать вещи через смартфон, работать через смартфон - ну ладно, через "удаленку" на ноутбуке - и даже любить через смартфон. Так почему же ему не воспринимать всю эту "смартфонную информацию", как относящуюся лично к нему?
Думаю, отсюда становится понятным та "неожиданность", с которой современное "западное человечество" рассталось с одним из базовых своих свойств - с любовью к безопасности. Скорее наоборот - можно только удивляться тому, как мы до последнего не желали видеть очевидные вещи. В смысле - то, что тот информационный поток, который буквально обрушивается на каждого, способен не просто лишить его возможности критического мышления. Но и "заблокировать" многие вещи, считающиеся "прошитыми в генах". (На самом деле в генах ничего не "прошито", за исключением синтеза того или иного белка.) Включая "сексуальность" - о том, что твориться с последней, говорилось очень много - и страх перед смертью.
Поэтому, например, огромная - на самом деле просто фантастическая для "бытового заболевания" - смертность от "ковида" оказалась обществом просто проигнорирована. (А разве раньше не игнорировалась информация о той же смертности от курения? Или, скажем, от алкоголя, употребления сладкой и жирной пищи?) Или, например, та же опасность ядерной войны - к которой размеренно и методично подводят мир современные элиты - просто не ощущается. Про опасность, связанную с теми же "коммунальными проблемами" - скажем, со снижением средней температуры отопления зимой, которая и так не велики - тут можно даже не спрашивать. Равно как нет смысла спрашивать об опасности в связи с безработицей и т.д.
И можно просто констатировать, что современное общество - уже не такое "безопасное", как раньше - в 1960-70 годы. Когда та же опасность войны, экологического или экономического кризиса ощущалась очень сильно - и выводила людей на массовые протесты. (А теперь наоборот - все готовы поддержать "политику властей", и массово пишут лоялисткие лозунги в "сетях". Причем, не только на Украине.)
Ну, а о выводах отсюда надо говорить уже отдельно. Пока же можно только указать на то, что в подобной ситуации ожидать "большую войну" - "настоящую большую войну", с прямым участием ведущих стран - в Европе стоит обязательно. Возможно - на завтра, но послезавтра (лет через 5-10) точно. Причем, не "войну дронов" или "высокотехнологичного оружия" - она то, как уже было сказано, идет с 1990 года (со вторжения в Ирак) - а войну в "классическом смысле", с мобилизацией миллионов людей и массовым убийствами.
Ну, и с соответствующими последствиями, о которых так же надо писать отдельный пост.
P.S. На самом деле мы еще не понимаем: о чем идет речь. И даже на все поведение украинцев еще пытаемся ответить через стандартный шаблон "слаборазвитых народов". Дескать, у них "что-то ненормально, и поэтому они массово бьют по жилым кварталам и радуются гибели детей". Нет, ребята - это-то как раз самое "нормальное поведение". То, которое демонстрировалось во Второй Мировой войне, а так же войне Мировой первой и более ранних войнах. В том смысле, что убить ребенка - это самое простое действо для представителя homo sapiens, живущего по законам Инферно. То есть, конкуренции.