Тайная история постсоветского политикума - или о том, куда ведет "виртуальность"

Aug 23, 2022 13:10

У Станислава Лема есть рассказ "Группенфюрер Луи XVI", который, ИМХО, является одним из самых интересных произведений данного автора. (И при этом одним из самых малоизвестных, кстати.) Сюжет рассказа состоит в том, что после поражения Третьего Рейха некий группенфюрер Зигфрид Таудлиц добирается до Южной Америки, прихватив с собой обитый стальными полосами сундук, заполненный стодолларовыми банкнотами. На которые создает в Аргентине "землю своей мечты" - а именно, Францию времен "короля-солнца". Точнее сказать, тот образ Франции XVII столетия, который был создан у него в голове разного рода приключенческими романами. (Наподобие "Трех мушкетеров" Александра Дюма.)

Ради этого он из бежавших с ним эсэсовцев, нанятых индейцев и привезенных с различных борделей шлюх создает "Паризию" (от "Париж"), в которой сам занимает место короля Луи XVI, а своих бывших сослуживцев делает графами, маркизами и кардиналами. (Индейцам, кои обслуживают все это, достается роль "негров". Которые, очевидно, проникли в фантазию Таудлица" из той же "бульварщины" - но "американской", вроде Карла Мая.) Более того - "режиссер" данного действа придумывает для своей "Паризии" свой собственный язык, созданный на основании обрывков реального французского (изучался в немецких школах первой половины XX века) и различных его "транслитераций" из тех же романов.

Надо ли говорить, что к реальному французскому он не имеет никакого отношения. То же самое можно сказать и о сходстве имеющегося у группенфюрера образа с реальной Францией времен абсолютизма. (Неявно предполагается, что упомянутый группенфюрер является человеком с невысоким уровнем образования, кругозор которого ограничен бульварной литературой.) Однако по причине того, что у него имеется избыточное количество ресурсов - тот самый "сундук с долларами" - то этот момент оказывается несущественным. Поскольку от построенной системы не требовалось никаких реальных действий - и производственных, и, скажем, оборонных. (Как от реальной Франции времен Луи XVI.)

Нет, это изначально оказывается чистой "имитацией", живущей на внешних ресурсах. Сейчас бы сказали - "ролевой игрой" - но тогда, в 1971 году, когда вышел сборник Лема "Абсолютная пустота", содержащий этот рассказ - "ролевики" были экзотическим явление. Поэтому идея "разыгранной жизни" или "полностью разыгранной жизни", при которой участники этого действа постепенно погружаются в созданный ими фантом, выглядела достаточно оригинальной. (Хотя понятно, что занимался подобными вещами не только пан Станислав.) Ну, а самое главное - довольно оригинальным выглядели выводы автора из всей этой ситуации.

Которые состояли в том, что в "искусственном мире", лишенном, как уже было сказано, всякой связи с реальностью, базовыми в плане поведения людей станут самые низкие стороны их натуры. Начиная с банальной жадности: практически все бывшие фашисты участвуют в данном спектакле ради одной цели - добраться до упомянутого выше сундука. И заканчивая самым изощренным садизмом, в результате которого под видом "богослужения" происходит изнасилование индейских детей! То есть, жизнь пресловутого "двора" оказывается настоящей "обителью зла", превосходящей по деструктивности реальное существования средневекового двора.

То есть, в данном случае Лем прекрасно показывает тот факт, что любое "искусственное" общество - то есть, общество, не имеющее внутренних ресурсов для существования и живущее исключительно внешней "подпиткой" (долларами), неизбежно приходит во-первых, в состояние полной неадекватности по отношению к реальности. А, во-вторых, неизбежно саморазрушается. Впрочем, об этом надо говорить уже отдельно.

Тут же мне хочется сказать несколько о другом. Дело в том, что сегодня у уважаемого Александра Майсуряна вышел пост , который - как не забавно - был посвящен тому, что практически весь современный постсоветский (не только российский) политикум имеет идейной происхождение в т.н. "Чёрном ордене СС". Который представлял собой некий кружок московских интеллигентов - преимущественно гуманитарных - и московских же "мажоров". (Надо ли говорить, что вторые являлись подмножеством первых.) Разумеется, недовольных Советской властью и ненавидящих ее.

Впрочем, это понятно и по названию, отсылающему к самое антисоветской и антикоммунистической из всех организаций, когда либо существовавших на Земле. Так вот: этот самый "черный орден" породил - по крайней мере, по мнению Майсуряна - все то, на чем построен современный постсоветский мир. А именно:
- исламизм;
- «Память» (самодержавие, православие, народность, юдофобия);
- ультралиберализм и либертарианство;
- ЛГБТ;
- нацизм;
- евразийство...


Надо ли говорить о том, что сейчас эти "течения" - а точнее, их представители - готовы вцепиться в горло друг другу. Но тогда, в 1970 годах - да что там, еще в конце 1980 - находились в тесном родстве. (Настолько тесном, что одни и те же люди могли с легкостью переходить из одного состояния в другое.) Объединяясь в одном: в необходимости разрушения "коммунистической системы". И до сих пор - несмотря на открытую вражду - сходятся в этой идее.

Впрочем, последнее - то есть, ненависть к коммунизму и СССР - современного "политического класса" (вне конкретных его "направлений") является более, чем очевидным. Поэтому тут хочется обратить внимание несколько на иное: на то, что будучи изначально "мажорским" - то есть, порожденным лицами, живущими, условно говоря, "на всем готовом" - нынешний политикум оказывается очень сильно похожим на пресловутую "Паризию" из лемовского рассказа. Впрочем, с учетом того, что он и сейчас существует в некоем "искусственном мире" - то есть, в условиях, когда существование этого политикума практически не зависит от его действий.

Проще говоря: современные "постсоветские общества" - точнее, разумеется, их верхушка - существуют чуть ли не исключительно за счет "утилизации" созданного в советское время. За счет построенных заводов, дорог, электростанций, мостов, за счет разведанных месторождений, введенных в оборот сельхозземель и т.д. А главное: за счет колоссального "человеческого потенциала", сформированного Советской властью - за счет огромного числа квалифицированных и старательных работников с отменным здоровьем, способным за небольшую зарплату заниматься важными и сложными вещами. (От "оборонки" до медицины.)

Надо ли говорить о том, что именно это позволяет постсоветким "новым странам" заниматься тем, что они считают очень нужным и важным. Например, "национальной памятью" - огромной по затратности работе по "выявлению жертв СССР". Или, скажем, теми же "языковыми вопросами" - созданием и развитием всевозможных "мов", которые к исходным национальным языкам (и так изначально бедным и вымирающим по естественным причинам) часто имеют такое же отношение, как пресловутый "французский" из лемовского рассказа к реальному французскому языку.

В том смысле, что на нем можно только вести "ритуальные беседы" - как на любой тарабарщине - но при решении реально важных вещей приходится переходить на столь ненавидимый русский. (Однако по той простой причине, что реально важные вещи - вроде коммунального хозяйства или энергетики - работают, как может показаться, сами собой, то политикум оказывается полностью заполнен пресловутой "мовой".) И то же самое касается практически всего: способа формирования власти, разнообразных культурных мероприятий - число которых раздувается до прямо-таки неприличных размеров. (Например, можно вспомнить количество "кинофестивалей", а так же прочих "фестивалей", проводимых с огромной помпой и космическими затратами на территории бывшего СССР.)

Надо ли говорить о том, что реально вся эта "культурная экспансия" имеет не нулевые даже, а отрицательные результаты. Потому, что - будучи предоставленными некоей искусственной среде обитания с обильным финансированием извне - эта самая "культура" очень быстро вырождается в то, о чем написано у Лема. В смысле - в смесь банального воровства и мошенничества с самыми извращенными сексуальными практиками. (Проще сказать, что не "культуртрегер", то или растратчик госсредств, или извращенец - а чаще и то, и иное.)

И такая "петрушка" наблюдается практически во всех "новых областях" постсоветской жизни, начиная с тех областей "экономики", которые были созданы - вроде "кредитно-финансовой сферы", и заканчивая религией. В том смысле, что очень быстро становится понятным, что все это существует в исключительно "имитационном режиме". При котором любые инициативы, в конечном итоге, приводят к воровству и извращению. И хорошо еще, если эти извращения останутся половыми. (То есть, совершаемыми ради получения удовольствия.) А не перейдут к чистому и беспримесному садизму, с массовыми убийствами людей ради их убийства.

Поскольку для "виртуальной", игровой реальности это - очень вероятная перспектива. Но о ней, разумеется, надо говорить уже отдельно...

P.S. Тут же можно только сказать, что "лекарство" от всего этого - одно: возвращение к физической реальности. К физической экономике, прежде всего. Но для этого необходимо, чтобы возникла необходимость "физического" же получения ресурсов. В смысле - чтобы разного рода "маги" в виде финансистов и дискурсмонгеров с медидеятелями оказались на вторых ролях относительно "производственников".

прикладная мифология, теория инферно, антисоветизм

Previous post Next post
Up