Ваз 2108 спасает российский автопром

Aug 20, 2022 10:59


Наверное, тут не надо говорить о том, что российский автопром в текущей ситуации оказался чуть ли не самой пострадавшей отраслью. По крайней мере, из "крупных" отраслей. В том смысле, что этой весной производство новых автомобилей в стране не просто упало - а катастрофически рухнуло. В особенности это коснулось "легковушек", которых в мае, например, выпустили всего 3,7 тысяч - против "нормальных" 130-150 тысяч. (То есть, можно сказать, что отрасль практически не работала.)

С грузовиками, кстати, ситуация оказалась много более "спокойной" - в том смысле, что их выпуск снизился на 30%. Что, конечно, так же очень много - но по сравнению с указанной "легковой катастрофой" это выглядит просто смешным. Равно как и падение производства автобусов, которое составляет 20%. То есть, можно сказать, что основной удар пришелся по вполне конкретной части "автомобильного рынка" - по той самой, что не без основания могла рассматриваться одним из главных достижений "новой России".

Ну да: те самые "иномарки", коими по словам правых, оказались заставленными все российские дворы, в то время, как в СССР их можно было пересчитать по пальцам. (Вообще само понятие "иномарка" в позднесоветско-постсоветской коннотации крайне забавное: оно означает тот момент, что сам выпуск автомобиля "вне страны" значительно повышает его ценность. Порой это выглядит достаточно забавно: скажем, Дэу Нексия или Шевроле Ланос, будучи по объективным показателям хуже того же Ваз-2110, в свое время ценились больше. Потому, что "иномарки".) Надо ли говорить, что этим моментом так любили "тыкать" во всех, более-менее хорошо относящихся к СССР людей.

Дескать, "не смог ваш совок дать народу хорошую машину, а капитализм - смог". (Вопрос о том, что такое "хорошая машина" тут опускался. Впрочем, см. сказанное выше - в том смысле, что хорошая - это не наша.) И вот все это с треском рухнуло - оказалось, что реально никаких "хороших машин" наша капиталистическая промышленность почти не производит. А то, что "выпускается на российских заводах", и чем наши закапиталисты призывали гордится - это, фактически, "продвинутая автосборка" западных компаний. Продвинутая - потому, что формально "степень локализации" автопроизводства может быть большой. (Например, может присутствовать штамповка кузовных панелей.) Но в реальности не только большая часть прибавочной стоимости в данном случае производится за рубежом. (Потому, что наиболее "дорогостоящие" узлы - вроде двигателей и КПП - выпускаются именно там.) Но и - что еще важнее - именно западные производители сохраняют полный контроль над выпуском. И могут по мановению руки остановить весь производственный цикл.

Кстати, при этом потери их будут не слишком большими: если кто следил за развитием автосборки, то знает, что подобные заводы стоят не слишком дорого и не являются особо сложными. (Это вам не ВАЗ или КАМАЗ, коих строили всей страной.) А поэтому вполне могут быть "брошены" по политическим причинам. И хорошо еще, что количество персонала, работающего на них, так же невелико - в лучшем случае, несколько тысяч. (Потому, что, опять-же - это только малая часть техпроцесса.)

Но если бы это касалось только "автосборок" западных фирм! Проблема в том, что это касалось и того, что считалось "отечественной" продукцией - например, многих "вазовских" моделей. И не только пресловутого "Ларгуса", который есть почти целиком "Рено", а еще точнее - румынская Dacia Logan MCV . (Впрочем, это все равно "Рено", только древнее.) А так же не менее пресловутого "Х-рея", который есть Dacia B0, т.е., фактически, перелицованный Sandero Stepway. Но и "своей" - как это заявлялось - разработки "Лада Веста". Которая в действительности оказывается гораздо ближе к "Рено Меган", нежели к любым "Жигулям".

Конечно, для потребителей это выглядело неплохо - "Меган" довольно приличный автомобиль. (Уж всяко лучше разнообразных "клонов" румынской "Дакии".) Однако с точки зрения национальной экономики, а так же - безопасности этой экономики - данный момент изначально был крайне неприятным. Ну, а с началом текущего кризиса - оказался почти фатальным. В том смысле, что это означало полный контроль "французов" (а точнее, интернационального сброда из руководства ТНК) над производством.

И, по сути, единственная машина, которая смогла пережить случившееся - это Лада Гранта. Которая до сих пор остается глубокой модификацией... разработанной в конце 1970-начале 1980 годов "Лады-Самары", она же ВАЗ-2108. Да, именно так: несмотря на то, что конкретно данная модель была представлена публике в начале прошлого десятилетия, базис ее конструкции проистекает из той самой советской разработки. (Кстати, изначально "Гранта" позиционировалась, как самая дешевая вазовская машина - дешевле "указанных выше "Весты" с "Х-реем". Впрочем, о "Калине" - которая стала основой данной разработки - можно сказать то же самое.)

То есть, во всей линейке "вазовских" машин "Гранта" оставалась единственной, никак не связанной с "реношными" разработками. Впрочем, нет - была еще линейка "Нив": "обычная" Нива, выпускаемая под названием "Legend", и обновленная "Нива-Шевроле", шедшая после возвращения ВАЗу марки под названием "Niva Travel". Но эти машины - как тогда казалось - были однозначно обречены: построенные на "платформе" 1970 годов, они должны были уйти, дав дорогу всемогущему "Дастеру". (Который позиционировался, как единственно необходимый "псевдовнедорожник" для стран Третьего Мира.)  "Гранта" же выглядела достаточно современной и имела определенный спрос - в точнее, даже в 2021 году была самой продаваемой маркой машин в России.

Однако это не останавливала представителей "Рено-Ниссан" от того, чтобы закрыть и эту "линию". Сведя все выпускаемые модели к единой платформе СMF-B, фактически же отдав "нижний сегмент" авторынка пресловутому "Рено Логану". Впрочем, последний так же должны были перевести на СMF-B, превратив ВСЕ - да, именно все - выпускаемые "Рено-Ниссаном" массовые модели в самых разных странах, фактически, в одно "семейство". Разумеется, тут не надо говорить, как это было выгодно концерну - однако понятно, что об национальном автомобилестроении после этого можно было просто забыть. (А уж о национальной школе автоконструирования можно даже не напоминать: как уже говорилось, главной задачей европейского капитализма еще в 1990 годы являлось полный захват сферы НИОКР во всех незападных странах.)

И, если честно, "реношники" были очень близко к тому, чтобы превратить российское автомобилестроение в музейный экспонат. Однако случилось то, что случилось - и "та самая" "Лада-Гранта" оказалась единственной массовой моделью легкового автомобиля, которая продолжила выпускаться на российских автозаводах. (Есть еще УАЗ - но его доля тут невелика.) В том смысле, что даже в "ужасном" для отрасли мае ее ("Гранту") произвели в количестве 3,7 тысяч экземпляров. (Совсем ничего - на фоне нормального выпуска - но тут и это было достижением.) Ну, а к августу производство удалось поднять до 13 тысяч машин в месяц, с перспективой выхода на 20 тысяч.

Что, конечно, есть очень плохой показатель по сравнению с тем же прошлым годом, однако, все равно, означает, что Россия остается страной, обладающей "автомобильными технологиями". (То есть, потенциально имеющей возможность организации полного цикла производства.) Так что можно сказать: СССР - с его ВАЗ-2108 (она же "Лада Самара") - в очередной раз спас "Новую Россию". Которая лопалась от гордости за свой "автопром" - который был "не чета совковому, с его убогими машинами" - но на самом деле являл собой то, о чем было сказано выше.

В смысле - механизм контроля местного рынка западными ТНК с подчинением его их интересам. (Про вывоз капитала этими ТНК можно, думаю, не упоминать: это самоочевидно.) С фактической постановкой "местных" в состояние полного себе подчинения: если не будете делать так, как надо Великому Западу - например, продавать свое ценное сырье в обмен на виртуальные "ценные бумажки" - то мы лишим вас того же автомобилестроения. И всей сферы "автообслуживания", кстати - наверное, не надо говорить, что в идеале все сервисы должны быть сертифицированными и авторизированными, а значит, прямо подчиняющимися руководству "материнской компании".

Что в идеале должно давать полное подчинение: нажмет менеджер в парижском-лондонском-ньюйоркском офисе кнопку - и целая страна автоматически "выпадает из цивилизации". (А нечего было выпендриваться: сказали, что богатства Сибири должны принадлежать "всему миру" - значит так и будет.) К счастью, этого не случилось - события 2022 года помешали. (Да и в целом падение возможностей "Западной цивилизации" привело к тому, что ее экспансия в последние 10 лет очень сильно буксовала.) И поэтому даже сейчас есть еще надежда, что российский "автопром" сможет возродиться. Равно, как и другие отрасли промышленности...

P.S. А вообще, тот факт, что "платформа ВАЗ-2108" - пускай и модернизированная - неплохо продается сегодня, толсто намекает на то, как реально идет "прогресс в автомобильной отрасли". И идет ли он вообще... (К другим отраслям это так же относится.)

постсоветизм, техникогуманитарный баланс, автомобили, теория инферно

Previous post Next post
Up