В право-антисоветском сообществе "фотохистори" вышел очередной
пост , посвященный "убогой советской жизни". Там вообще это любят, поскольку ничто так не показывает "серость совка", как черно-белая историческая фотография. На самом деле не только "совка", конечно - например, тот же "черно-белый Париж" так же будет, по большей мере, убог и жалок. (Если не брать редкие - и часто постановочные моменты.) Не говоря уж о том, что фотографий бедности и разрухи хватает для любого государства в любое время - было бы желание их искать.
Впрочем, все это достаточно очевидно - и было обговорено еще лет 10-15 назад. Равно как было обговорено и то, что странно было бы ожидать высокого уровня жизни от государства, которое, например, потеряло в Великой Отечественной войне от 30 до 50% жилья. (Основное население тогда проживало в европейской части СССР, причем именно в западных регионах - где и была война.) Наконец, не стоит забывать о том, что еще в 1920 годах большая часть жителей страны - порядка 80% - жило в пресловутых крестьянских избах. Кои считать "жильем" можно довольно условно - не путая с возведенными в 1950-1970 годах деревенскими домами, а так же с домами городских и сельских богачей, которые, собственно, и сохранились с тех времен.
Потому, что "аутентичная изба" - или иное традиционное жилище масс - это теснота, антисанитария и примитивная недолговечная конструкция. Еще раз: то, что осталось с дореволюционных времен - это то, что строилось обеспеченными людьми. А то жилье, где жили бедняки, развалилось естественным путем или, чаще, было разобрано в указанных выше 1950-70 годах и заменено жильем относительно современным. Но, повторяю, обо всем этом уже не раз говорилось, поэтому в данном случае подобные моменты можно опустить. (Хотя, конечно, возвращаться к ним придется не раз и не два.)
А обратить внимание хочется еще на одну особенность данного вопроса, которую обычно не затрагивают. И которая состоит в том, что наши современники, глумясь над "убогим совком" - в котором не было многих доступных сейчас благ - забывают очень важную вещь. А именно: то, что эти - равно как и любые другие - блага не появляются сами по себе. А создаются человеком, причем создаются так же не абы как - а благодаря средствам производства. Благодаря тому, что принято именовать промышленностью - то есть, заводам, фабрикам, шахтам, электростанциям и т.д. А так же благодаря инфраструктуре - дорогам, трубопроводам, линиям электропередач и т.п.
Которые, в свою очередь, сами по себе должны быть быть построены для того, чтобы быть включенными в механизм производства благ. Проще говоря, для того, чтобы начать пользоваться автомобилями надо вначале построить автозавод - а точнее, сложную и дорогостоящую систему "обобщенного производства", включающую в себя и выплавку металла для будущих машин, и добычу руды для выплавки металла, и обучение рабочей силы, и доставку всех необходимых комплектующих на завод, и производство электроэнергии - ну и т.д., и т.п. Без этого "получить" автомобиль невозможно - точнее, возможно, конечно, методом "магии" (проще говоря, обмана, воровства). Но этот путь - как нетрудно догадаться, чреват.
Однако о чреватости будет сказано уже отдельно. Тут же можно только констатировать то, что пока не будут сделаны огромные инвестиции во всю систему общественного производства, получать автомобили будет очень и очень сложно. А ведь машины - сами по себе - это тоже только лишь часть системы. Поскольку для них необходимы дороги, необходим бензин и дизтопливо, масло, станции СТО... То есть, необходимо то, что принято именовать "капитальными вложениями". То же самое верно и для всего остального: для того, чтобы строить дешевые и массовые дома, нужно построить кирпичные и бетонные заводы, научится "катать" арматуру и трубы, делать провода и дверные замки. И даже для получения тех же штанов надо создавать хлопковые поля и ткацкие комбинаты, швейные фабрики...
Нет, конечно, небольшое количество вещей можно производить и кустарно, со много меньшими затратами - но это будет уже не то. В смысле - будет дорого, а самое главное - в небольшом количестве. (Да и то: даже кустарный автомобиль без металлургии не получить.) Поэтому стоит понимать, что до тех пор, пока не будет создана мощная структура общественного производства, ни о каких "массовых" жизненных благах говорить будет невозможно. И вот тут мы и подходим к самому важному. К тому, что рассуждая о "советской бедности" - в плане обеспечения потребительскими благами - обыкновенно опускается тот факт, что практически все советское время шло осуществление строительства мощнейшей производственной системы.
Которая оттягивала для себя огромное количество ресурсов.
Скажем, в плане того же строительства на заводы, фабрики, мосты, электростанции, шахты и порты уходило огромное количество стройматериалов и рабочих рук. Собственно, именно поэтому вплоть до середины 1950 годов вообще сложно было говорить о массовом строительстве жилья. (Строили "частным образом" уже помянутые избы или бараки - те же избы, только на несколько семей.) И лишь после указанного времени стало возможным начать обеспечивать людей жильем. Причем, в очень "быстром режиме" - с 1960 по 1990 год количество "квадратных метров" на человека выросло в три раза: с 6 кв. метров до 18 кв. метров. (РСФСР)
Разумеется, в действительности ситуация была еще сложнее: например, очень важными были т.н. "демографические волны", и, в частности, волна "бэбибумеров" (людей, рожденных в 1946-1956 годах), а так же волна их "первых" детей. Но данные вопросы надо так же разбирать в уже отдельном посте. Тут же стоит сказать только о том, что даже в текущей ситуации при сохранении "советских темпов" строительства можно было бы получить текущую обеспеченность жильем уже в начале-середине 2000 годов. С уничтожением - наконец-то - проклятых бараков и прочего неблагоустроенного жилья. Еще раз: это случилось бы неизбежно, и поэтому "гордиться" тем, что сейчас количество "метров" на человека больше, чем в СССР - есть очевидная глупость.
Про качество современного жилья, вообще, умолчим. (На самом деле, кстати, качество отдельных домов тут неплохое - хотя, конечно, обычно оно завышается за счет того, что учитывается, прежде всего, отделка. На которую и делается упор сейчас - а вот в СССР она считалась вторичной по отношению к самой конструкции домов. Но вот инфраструктура жилых районов... ну, тут все очень печально даже в столицах.)
Но это, если честно, уже иной разговор. Поскольку в данном случае еще важнее то, что нынешнее "жилищное буйство" происходит на фоне деградации той самой производственной системы, о которой было сказано выше. Проще говоря, дома строятся не просто при остановке строительства заводов - а часто вместо этих самых заводов. (На их территории с использованием их инфраструктуры - дорог, коммуникаций, имеющихся коммунальных мощностей.) Про стройматериалы и рабочие руки, которые не используются в капитальном строительстве и говорит нечего.
Это есть крайне неприятный момент. Очень неприятный, если честно - который очень сильно обесценивает всю современную "красивую жизнь". Потому, что - см. выше - производственная инфраструктура не просто нужна, но жизненно-необходима. Нет, конечно, какое-то время можно жить и без нее - за счет той самой "магии", например, или за счет использования уже созданного ранее - но долго так продолжаться не может. В том смысле, что наступит момент, когда "запасы" иссякнут, а "магия" перестанет работать. (Потому, что исчезнет "резерв доверия", на основании которого она и действует - да, у "магии" действительно есть своя "мана", хотя и весьма необычная.)
И вот в этот самый момент и наступит "момент истины". Поскольку окажется необходимым или начать заново вкладывать все силы и средства в "инфраструктуру" - то есть, жить так же, как жили в 1950-1980 годы. А то - если разрушение производственной инфраструктуры будет слишком сильным - и как в 1920-1940, когда комната в коммуналке казалась раем, а пошив новых брюк - событием.) Или же... Впрочем, нет, альтернатива тут только одна: вымирание социума, и она неинтересна. Как неинтересна и деградация общества до уровня условного "Афганистана". (Еще возможен прилет инопланетян, которые передадут нам универсальные репликаторы, что позволит обходиться без "грязных и убогих заводов" - но это фантастика.)
Проще говоря: идея антисоветчиков "прожить без заводов" - точнее, прожить в мире, где заводы (и иные производства) "самозарождаются" сами по себе в "среде бизнеса", и от общества не требуется ничего, кроме поддержки этой "среды" - есть идея не просто плохая, а очень плохая. Даже если на короткое время она и позволяет - как в 2000-2010 годах - осуществлять "потребительское буйство". (Даже без учета качества потребляемых продуктов, которое просело очень сильно.) Поскольку нельзя - как уже говорилось - ездить на "мерседесах", производя "жигули". А уж тем более, не производя даже "жигулей" - отдав те на откуп "Рено" - а надеясь исключительно на продажу природных ресурсов. Наоборот - надо делать "жигули" все лучше, а тех, кто верещит про "место проклятое"... Впрочем, тут пока стоит умолчать.
А лучше сказать про то, что добывать нефть, газ и уголь тоже надо уметь. И тут надо только благодарить Небеса за то, что мы сохранили хоть эти отрасли. Поскольку была возможность и похуже: отдать все западным корпорациям, а самим жить только на отчисляемые ими средства. Надо ли говорить, что этот путь означал бы полную катастрофу страны. А так хоть какая-то часть производственной инфраструктуры сохранилась - и нам не придется тратить на ее восстановление средства. (То же самое касается и других отраслей.) Однако, в любом случае, "переформатирование" общества с "потребительского рынка" на "вложение в страну" неизбежно.
А значит - неизбежно и отбрасывание всех антисоветских парадигм. В том числе и в плане рассмотрения "статичной картинки" - скажем, того же уровня жизни на тех же фотографиях или даже кинокартинах вместо учета сложной динамической ситуации развивающегося общества. (Проще говоря: надо понять, что личные впечатления не значат ровным счетом ничего. Даже если ты все видел своими глазами.)
Но об этом, понятное дело, надо будет говорить уже отдельно...