О проблеме с современными "достижениями" на примере автомобилей

Apr 13, 2022 18:49


Интересно: но очень часто при рассмотрении современных «достижений» начинаешь ловить себя на мысли, что «достижения» эти - как бы сказать покорректнее - довольно сомнительные. В том смысле, что оспаривать тот факт, что какие-то вещи делают сейчас совершеннее, нежели в недавнем прошлом, сложно. Но так же сложно считать, что это самое совершенство имеет хоть какой-то значимый для человека смысл.

Ну, вот, возьмем, для примера, автомобиль. (Поскольку это очень простой пример - позже будут сложнее.) Который, если честно, достиг совершенства еще в 1970-1980 годах - если не в 1950 годах. В том смысле, что к этому времени данная конструкция получила почти все инновации, необходимые для комфортного использования - начиная с жесткой крыши и заканчивая автоматической коробкой передач. В 1970 стал массовым передний привод, а в 1980 - инжекторный двигатель, что еще можно отнести к каким-то значимым новациям. Последующие же попытки «улучшить» данную конструкцию оказались чисто бессмысленными.

Кстати, забавно - но это коснулось даже внешнего вида машины: как во второй половине 1980 годов в «автомир» пришли округлые формы на смену «рубленому» дизайну предыдущего десятилетия, так они и остались. Точнее сказать - с тех пор дизайнеры немало поизвращались (по другому не скажешь) на тему снижения технологичности штамповки, однако особого успеха не достигли. И единственная мысль, порождаемая у разумного человека современным автодизайном - это мысль «зачем?» В смысле: зачем пытаться делать машину как можно менее технологичной и сложно ремонтируемым (выводить все изгибы и выштамповки еще та задача), когда реальная «визуальная новизна» примелькается уже через пару месяцев.

И это касается вообще всего. В том смысле, что кажущиеся такими нужными в автосалоне-в особенности если продавец упорный попадется-«свистелки и перделки» в реальности очень быстро перестают удивлять. А вот мысль о том, что можно было бы сделать авто «попрочнее» - как «в прошлом», когда и 30 лет были «не сроком» - а так же поремонтнопригоднее, появляется все чаще. А еще иногда возникает мысль - в особенности после «показа» фото очередной свалки, заполненной совершенно не гнилыми и не облезлыми автомобилями - о том, зачем вообще надо было покупать новое авто.

Впрочем, ответ на этот вопрос так же есть. И состоит он в том, что покупка новых автомобилей крайне необходима для работы современной экономики. Причем, даже не в том плане, чтобы создавать рабочие места и давать прибыль для автопроизводителей - как не странно, но это в современном мире уже вторично. Первичной же является потребность в постоянном наращивании денежной массы, что обеспечивается - в том числе - и через кредитную систему. Коя, собственно - а вовсе не автопроизводители - и оказывается главным бенефициаром текущего состояния: 80% машин в т.н. «развитых странах» продается в кредит или лизинг. (Что в данном случае не особо важно.) При этом население всячески «заманивается» в данную систему через огромное число скидок и «спецпредложений» - так, что мало кто может удержаться от покупок нового авто или от идеи купить машину попроще и подешевле.

Кстати, то же самое касается и производителей, которые отпускают свой товар «за наличные» часто дороже, нежели в кредит - хотя, казалось бы… Впрочем, эта странность обеспечивается тем, что льготное кредитование испытывают не только покупатели, но и производители - которые накачиваются «кредитными деньгами» со стороны финансовой сферы. В результате чего автомобиль, как «железная» величина, как предмет, имеющий чисто технические свойства и вытекающие из них потребительские качества, уходит на второй - а то и третий - план. А на первый выходит некий полувиртуальный продукт, состоящий из кредитных программ, агрессивной рекламы и методов продаж. Основная роль которого сводится к указанию на иерархический статус потребителя - а потом уж на все остальное.

Именно поэтому мы наблюдаем «ту самую» забавную эволюцию рассматриваемых технических средств. Которые массово насыщаются разнообразными «свистелками-перделками», ранее присущим только статусным авто (от электрических стеклоподъемников до круиз-контроля на малолитражках), обретают высокие «максимальные параметры» (от скорости разгона до 100 км/ч до снижения количества потребляемого бензина), а так же становятся все «извращеннее» внешне - вплоть до утери значительного числа функциональности. При этом реальные их потребительские качества - нужные массовому потребителю - оказываются даже хуже, нежели у старых автомобилей. Потому, что все современные «технические извращения» не могут отменить законов природы.

И если, например (возьмем данный показатель) для перемещения массы М со скоростью С на расстояние Р надо вполне определенное количество энергии, то уменьшить ее за счет совершенствования конструкции можно только на проценты. Кстати, к электромобилям - пока забежим вперед - это так же относится. В том смысле, что они не могут быть «много дешевле» в эксплуатации, нежели бензиновые авто - потому, что энергию получают так же за счет сжигания минерального топлива. (Только на электростанциях.) Причем, данная схема еще более затратна: АКБ имеют не 100% КПД, равно как не 100% КПД имеют генераторы и ЛЭП. Но зато можно жечь тот же уголь - которого пока много. (Правда, не везде, не говоря уж об экологических проблемах подобного топлива.) Впрочем, в данном случае это не важно. Важно то, что самый самый самый совершенный современный автомобиль или электромобиль - если рассматривать его в «глобальном плане» - если и отличается по экономичности и экологичности от своих «собратьев» из 1970 годов, то крайне слабо.

А вот платить за эту машину приходится полную сумму. Точнее сказать - более, чем полную сумму, потому, что сюда входят еще проценты по кредиту. А ведь эти деньги можно было бы потратить на более полезные вещи - скажем, на организацию отдыха, которого нашему современнику всегда не хватает, на поддержку его здоровья (скажем, через более здоровое питание), наконец, на эти деньги можно было бы купить чего-нибудь для детей. (Которых у нашего современника нет - потому, что нет на низ денег.) Про экологические же проблемы, возникающие от того, что надо выработать сырье для данных «экологичных и экономичных» машин, мы вообще умолчим. (Ну да: надо сварить сталь, выработать пластик, затратить электроэнергию - а в конце еще и потратить силы на переработку старой машины. И все это для того, чтобы гордо заявить: я езжу на электромобиле, потому, что берегу природу!)

Короче говоря, можно твердо сказать: всем было бы лучше, если бы конструкцию автомобилей последние лет тридцать просто прекратили бы развивать. Да и вообще, если бы ездили на тех машинах, которые выпускались в 1980 годах. (Если что, то они выдержать этот срок реально способны: скажем, те же «Ауди-100» конца 1980-начала 1990 встречаются постоянно. Да что там «Ауди» - на ходу наличествуют ВАЗ-2101 или, даже, Газ-21! Последние, судя по толщине железа, вообще убить сложно.) А затраченные на это средства пустили бы не иные цели.

Однако так же можно сказать, что реальные властители мира в виде финансовых структур подобный вариант событий допустить не могли - поскольку это лишило бы их возможностей вытягивать с людей (да и с производителей) деньги в виде платы за кредиты. И разумеется, касается указанный момент не только - и не столько автомобилей. (Например, та же гражданская авиация подвержена указанной «болезни» в еще большей степени.) Но об этом, понятное дело, надо говорить уже отдельно…

техникогуманитарный баланс, автомобили, теория инферно

Previous post Next post
Up