Люди рубля против людей доллара

Mar 09, 2022 14:46

На самом деле нынешний уход иностранных компаний из России выявил одно интересное явление. В том смысле, что разделил население на тех, кто опечален данным событием, и на тех, кто этому рад. И если по поводу мотивации первых вопросов нет: ну, в самом деле, понятно, что иметь возможность приобрести чего-то - начиная с биг-мака и заканчивая БМВ - есть достаточно приятная вещь. (Тем более, что биг-мак может позволить себе любой.) То с пониманием второй категории возникают некоторые проблемы.

В том смысле, что кажется, что речь идет или о просто неумных людях - для которых тяжело понять, что потеря тысяч рабочих мест того же "Мак-Дональдса" есть очень плохое событие. Или о людях завистливых, для коих наличие разнообразных дорогих и качественных товаров западных производителей просто недоступно по причине неспособности заработать. Или же о комбинации того и другого - как принято называть в "приличном обществе" данную категорию - "вате".

Однако на самом деле подобная оценка, скорее, свидетельствует исключительно о пониженных когнитивных способностях оценивающего. Потому, что в реальности эта самая радость имеет вполне очевидную - и совершенно материальную причину. Дело в том, что начиная с 1990 годов в нашей стране сложилось, по сути, две категории людей: тех, кто имеет работу или бизнес, связанный с экспортно-импортными операциями. И всех остальных. Причем, так же с 1990 годов установилось, что те, кто "на экспорт/импорте", живут на порядок лучше всех остальных.

Собственно, тогда - в указанное десятилетие - человек, получающий небольшую по мировым меркам сумму в 1000 "баксов", был тут настоящим нуворишем. Без шуток: скажем, квартиры даже в Москве тогда продавались по цене в пару десятков тысяч долларов (на окраинах меньше), и связанный с "заграницей" субъект мог буквально выбирать жилье себе по вкусу. Кстати, это касалось не только коммерсантов и "бандюков", но и, например, программистов, работающих на зарубежного работодателя. Или, скажем, художников-литераторов, сумевших пристроиться к соответствующей тусовке. Или... да много кого, если честно.

Разумеется, со временем данное неравенство несколько уменьшилось - однако число вовлеченных в него людей выросло. (Потому, что выросло и "включение РФ в мировую экономику".) И, скажем, помимо тех же "айтишников" и художников сюда вошли ученых, "добывшие" себе зарубежный грант, разного рода "менеджеры среднего звена", сидящие на "прокладках" между иностранцами и "нашими", ну и т.д., и т.п.

Именно отсюда и идет известное деление на "Москву и Россию". Хотя оно на самом деле вовсе не про место проживания, а именно что про возможность "припасть к баксам": в столице это было на порядок проще. Кстати, тех, кто "не припадал", к "зажравшимся москвичам", в общем-то, не относили: вряд ли кто ненавидел тех же водителей метро. (Несмотря на то. что зарплата у них всегда была высокой.) Или дворников со строителями. (Там была межнациональная ненависть, но сути это не меняет.) Или кассирш в "Пятерочке", охранников, учителей и врачей - в общем, тех, кто работал "со своим народом" и получал доходы в рублях и от рублей.

Так же, как и во всей стране. А вот "улыбчивых мальчиков" - не важно, ходили ли они в деловом костюме или в модной кофточке с цветными волосами - не любили. Потому, что эти практически в открытую демонстрировали всем: мы - люди Доллара! Мы получаем настоящие деньги на настоящей работе - не то, что вы, ватники! Потому, что работаем с настоящими странами.

И вот для этой категории настали очевидные проблемы - в том смысле, что ее привилегированное положение оказалось под сомнением. И значит - под сомнением оказалась возможность приобретения большей части благ в стране. (В ущерб тем, кто "работает за рубли".) Собственно, именно последнее и вызвало среди население воодушевление. А вовсе не "уход иностранцев", как таковой.

P.S. Кстати, сразу предупреждаю: описанное выше просто объясняет случившееся безо всяких эмоциональных оценок. И уж конечно, не означает, что происходящее является абсолютным благом. В том смысле, что надежда на то, что теперь-то уж блага пойдут основной массе населения, очень и очень мала.

общество, прикладная мифология

Previous post Next post
Up