В чем проблема с амишами

Jan 03, 2022 17:17

Фритцморген тут опубликовал пост под названием «Почему амиши так долго живут?» . Правда, в этом посте он чуть ли не сразу указал на то, что амиши живут на 6 лет меньше, нежели обычные американцы. (72 года против 78.) Тем не менее, сути это не отменяет, поскольку основной посыл поста состоит в том, что «…врачи врачами, но всё же наше здоровье на 90% зависит не от врачей, а от нас самих. Отказ от алкоголя, отказ от чернушных новостей про политику и катастрофы, простая диета и умеренные физические нагрузки - вот нехитрые рецепты, способные сделать для наших организмов больше, чем ежемесячное посещение самых дорогих клиник города…»

Надо ли говорить о том, что указанная «концепция» - «воздержание есть благо» - является одной из основных максим правых, причем, с очень давних времен. (С тех времен, которые, по сути, и породили амишей, равно как и множество иных протестантских сект.) В особенности популярной эта идея была в викторианскую эпоху, когда именно необходимостью удерживать народ в «здоровой бедности» оправдывалась низкая заработная плата рабочих. («Если им платить больше, они пойдут в кабак и все пропьют - потеряв душу».) Впрочем, и в поствикторианское время кто из правых только не заявлял с высоких трибун о «зле перепотребления».

Правда, при этом речь шла именно о перепотреблении масс. Что же касается элит, то тут возмущение вызывали только «слишком уж» вопиющие примеры. (Скажем, показная роскошь нуворишей - вроде описанного у Фитцжеральда «Великого Гетсби».) Более того - часто богатая жизнь вообще рассматривалась, как «тяжелая необходимость» господ: дескать, им сами хотелось бы ходить в заплатанном сюртуке да есть черный хлеб с водой. Но необходимость соответствовать обществу требует бриллианты и фрикасе. Поэтому народу стоит не возмущаться на роскошные интерьеры дворцов и стоимость господских обедов - а понять, что это такой тяжелый крест, который не каждый выдержит!

То есть, идея о том, что «народ зажрался» в рамках потребительского общества - это изначально правая идея. И левые - а уж тем более, коммунисты - которые занимаются ее пропагандой, в действительности выглядят крайне смешно. Но об этом, разумеется, надо говорить отдельно. Тут же следует вернуться к амишам и их высокой продолжительности жизни. Поскольку тема реально интересная: с одной стороны, идея о том, что медицина «при правильном образе жизни» не нужна реально иррациональная. (Хотя в РФ сейчас немало лиц, которые считают, что врачи только мешают больным - и поэтому медицинское обслуживание должно быть сокращено.) Ну, а во-вторых, амиши действительно проживают по 72 года, что довольно неплохо.

Правда, есть еще кубинцы, которые проживают в среднем те же «среднеамериканские» 78 лет при наличии хорошей медицины, но постоянном дефиците всего остального. (Точнее - всего, что выходит за рамки потребностей для выживания.) И это рисует совершенно иную картину, нежели то, что привыкли утверждать правые. Но в данном случае важным является даже не это. А то, что реальное благополучие амишей - равно как и их «экономическое процветание» - в реальности объясняется довольно просто. Дело в том, что эта секта - равно, как и все остальные секты подобного рода - это просто-напросто «социальные паразиты».

Которые паразитируют на «нормальных американцах» - тех, кто вкалывает на заводах или горбатится в офисах. Создавая ту самую благоприятную внешнюю - для амишей - среду, в которой можно относительно успешно жить даже на амишском уровне. Ну, в самом деле, ведь что было самым страшным «с медицинской точки зрения» во времена, когда эти общины появились? Разумеется, массовые эпидемии, которые буквально выкашивали целые города. Теперь их - слава эпидемиологии - не существует, а значит, одна из важнейших опасностей для здоровья отсутствует.  (В реальности «антиэпидемически» в тех же Штатах не может вести себя ни одна община - санитарный контроль тут выступает одной из базовых задач государства.)

Кроме того, как было сказано даже у Фритца, реально серьезные случаи болезней амиши, все же, предпочитают лечить. (Эта секта довольно мягкая, гораздо мягче тех же «Свидетелей Иеговы».) И единственное, что отличает их взаимоотношение с врачами от взаимоотношений иных лиц, так это отсутствие медстраховки. Впрочем, в США подобной вещи не имеют порядка 13% американцев и практически все мигранты-латиноамериканцы. Поэтому они - так же как и амиши - вынуждены платить своими деньгами за лечение. Только, в отличие от сектантов, делают это много чаще: для них нет спасительной изоляции от тех же инфекций. Впрочем, лее того: американское государство защищает общины от необходимости лишних контактов с «чужеземцами».

То есть, можно сказать, что реальное существование подобных социальных изолятов невозможно без полицейской и военной защиты:  думаю, не надо говорить, что нашлось бы множество желающих захватить земли людей, живущих на уровне XVIII века-  т.е., не знающих про современное оружие. (Пацифизм в этом мире возможен только тогда, когда кто-то сможет защитить пацифиста от агрессии.) Поэтому, фактически, они тут так же «сидят на шее» у других жителей США. Впрочем, понятно, что этот «паразитизм» почти не заметен: амишей мало - как мало и других «особых религиозных общин» - и поэтом жаловаться на них грех. Это так же смешно, как жаловаться на кошек, содержание которых давно уже лишено всякого смысла.

Но вот переносить «амишский опыт» на другие - гораздо более многочисленные - социальные группы,  разумеется, нельзя. Скажем, нельзя лишать людей возможностей современной медицины - хотя бы в плане отказа от массовых медстраховок - чего постоянно добиваются многие правые. Поскольку результат этого будет достаточно предсказуемым и не сказать, чтобы приятным. (Еще раз: вне изолированных групп те же простудные заболевания являются намного более опасными.)

P.S. Ну, и разумеется, смешно считать тех же амишей людьми, во всем следующими нормам позапозапрошлого века. Поскольку в реальности очень многие вещи так достаточно современные: скажем, никто не занимается выплавкой «кричного железа» при условии наличия «внешней металлургии». Или, скажем, в подобной общине никто даже не задумывается о том, надо ли мыть руки или пить кипяченую воду - хотя в 18 столетии это показалось бы странным. Так что в действительности все это выглядит не как «анклавы прошлого», а как вариант достаточно реалистичного реконструкторства. Ну, вот хотят люди жить так, как - с их точки зрения - жили предки, так почему бы и нет?

А вот если кому хочется реального архаизма - то пуская отправляется в ту же Индию или Африку. Где десятки миллионов людей проживают один в один так же, как их далекие предки. Со всеми вытекающими последствиями.

с правое мышление, здравоохранение, Фритцморген

Previous post Next post
Up