Станет ли Сибирь житницей России?

Dec 13, 2021 15:04


Разумеется, подобный вопрос может показаться странным. Ну, в самом деле, какая из Сибири житница, если там только холод и медведи? В том смысле, что, конечно, сельскохозяйственные работы там возможны - но они, по умолчанию, должны проигрывать подобным работам в более благоприятных местах. И тем не менее, ответить в данном случае можно утвердительно. Поскольку в относительной перспективе именно Сибирь может стать чуть ли не «спасением России»  - в том числе, и в плане производства продовольствия. А точнее - гораздо более рациональным местом для проживания, нежели современная «европейская часть» страны.

Дело в том, что основанием той отрасли, которую сейчас принято именовать «сельским хозяйством», является не что иное, как фотосинтез. Т.е., процесс преобразования энергии света в энергию химического вещества - которая, в свою очередь, используется в многочисленных операциях синтеза органических веществ. Тех самых, которые, собственно, и выступают главной целью сельскохозяйственного производства, выражаясь в многочисленных «продуктах питания», коих эта отрасль производит. И все эти поля, грядки, сады, тучные стада и роскошные плоды - все это только разнообразные «машины» для преобразования энергии солнечного света в определенные виды органических веществ.

А значит - первичным условием для всего этого великолепия выступает наличие энергии солнца. Это, конечно, не означает, что все остальное тут не нужно: на самом деле фотосинтез и просто органический синтез живого вещества есть крайне сложный и неравновесный процесс. Требующий себе и определенной температуры - к этому мы еще вернемся чуть ниже - и определенного набора исходных (неорганических) веществ. Но солнечный свет в данном случае выступает условием первой необходимости: не будет его, не будет и синтеза. Именно поэтому наибольший уровень растительности - а значит, и уровень развития жизни вообще, поскольку животные есть только преобразователи растительной энергии - наблюдается там, где уровень солнечной энергии достаточно высок. А именно: в экваториальной, тропической и субтропической зонах. И наоборот: там, где солнечного света мало - скажем, в тундре - и растительное, и животное богатство невелико.

Но даже указанное «широтное» распределение света - это еще не все. Поскольку количество солнечной энергии, достигающей земной поверхности, зависит еще и от того, сколько его будет поглощено в атмосфере облачностью. (Облака и тучи способны снизить уровень освещенности на порядок.) При этом распределение последней подчиняется очень сложным закономерностям, в результате чего две точки, лежащие на одной широте, могут отличаться по освещенности очень сильно. А значит - сложным закономерностям подчиняется и биологическая продуктивность.

Причем, самое неприятное для нас то, что для России вопрос с солнечной освещенностью оказывается крайне болезненным. Дело в том, что наша страна и так лежит слишком высоко «широтно» - и даже в самом лучшем случае получает меньше света, нежели тропические и субтропические государства. Тем не менее, к этому «прибавляется» еще и то, что с климатической т.з. большая часть т.н. «средней России» оказывается в еще более неблагоприятной в указанном плане зоне. Особенно «не везет» тут Северо-Западу - думаю, ни для кого не является секретом то, что в Солнце в том же Санкт-Петербурге есть крайняя редкость. (То же самое можно сказать и про разнообразные Архангельски и Псковы.) И даже более «южные» регионы все равно оказываются проблемными в плане получения солнечной энергии.

Скажем, та же Тверь, Москва или Рязань, Нижний Новгород или Пермь получают менее 1700 часов солнечного света в год. Для сравнения - в том же Берлине, который вряд ли может быть назван «сельскохозяйственно благоприятном» местом - уровень инсоляции примерно равен 2500 солнечным часам в году. Поэтому можно сказать, что более-менее приличным сельское хозяйство у нас может быть только южнее Воронежа и Самары.Где, собственно, и лежат основные «житницы» России в виде Кубани и Краснодарского края. Тем не менее, только ими «солнечные места» нашей страны не исчерпываются. Поскольку примерно  похожее количество энергии нашего светила получают и некоторые другие регионы. В частности - Омск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Тында, Комсомольск-на-Амуре и т.д. (Что же касается Владивостока, то он, вообще, лежит на широте Сочи!)

Тем не менее, особого расцвета сельскохозяйственного производства тут не наблюдается. Причина этот связана с  еще одной особенности климата нашей планеты, связанной с тем, что температура воздуха в регионе - которая так же важна для успешной вегетации растений - связана не только с солнечной энергией, но и с распределением воздушных масс. Которые могут приносить как тепло, так и холод. А для огромной территории «азиатской России» эти самые воздушные массы «приходят» из Арктики. Откуда - как несложно догадаться - они приносят только холод. Именно поэтому практически вся сельскохозяйственная деятельность в стране оказывается сконцентрированной в той небольшой части России европейской - вплоть до пресловутого «Нечерноземья», которое, несмотря на катастрофическое «недоосвещение», оказывается лучше приспособленной для этого, нежели окрестности Читы или Тынды.

Тем не менее, стоит понимать, что связано это исключительно с господством в данной отрасли относительно архаичных методов работы. Которые восходят еще ко временам «поздней бронзы» - когда впервые начали обрабатывать землю деревянной сохой, а потом бросать в нее семена злаковых культур. Разумеется, сейчас соху с запряженным в нее скотом заменили трактора, а семена получили значительную генетическую модификацию, да и земля давно уже перестала играть хоть какую-то роль, за исключением субстрата для удобрений. Но основная суть процесса осталась прежней.

Самое удивительное тут, разумеется - то, что альтернатива этому давно разработана. Речь идет о гидропонике, которая позволяет практически полностью избавиться и от «земельного фактора» (о котором выше не говорилось, но который часто бывает так же важен), а так же от фактора нежелательных воздушных масс. При этом становится возможным фактическое «приближение» условий выращивания растений к оптимальным для имеющегося уровня инсоляции. (Т.е., выведение продуктивности на максимально возможный уровень.) Правда, при этом следует использовать укрытый грунт, а так же наличие дополнительного обогрева - но данные особенности в настоящее время, как это не удивительно, перестали быть ограничивающими.

Более того: именно в сибирских условиях - с их колоссальными гидроресурсами, потенциально способными быть преобразованными в ресурсы энергетические - подобный момент кажется вполне реализуемым. Кстати, и условия применения атомной энергии тут, ИМХО, являются гораздо более благоприятными - хотя бы потому, что нет мест большой концентрации населения. Наконец, в Сибири имеются и значительные запасы минерального топлива - угля, нефти и газа. Что, в любом случае, делает возможность развертывания высокоинновационного сельскохозяйственного производства тут достаточно вероятным.

Правда, при этом следует понимать, что работа по разработкам новых технологий должна быть проделана большая, поскольку в реальности даже сейчас подавляющая часть отрасли предпочитает работать «классическим образом». По большей степени потому, что текущая схема позволяет выращивание значительного числа культур выносить с страны с низкой стоимостью рабочей силы (фрукты, овощи), или же завозить дешевую рабочую силу в развитые страны. Включая Россию, для которой пресловутые «мигранты» давно уже стали одним из стратегически значимых факторов.

Однако очень скоро эта «лафа» закончится. По той причине, что, во-первых, рождаемость падает почти повсеместно - даже у арабов она уже перешла на уровень, меньший простого воспроизводства. А, во-вторых, вопрос о кластеризации мира, о перекрытии большей части границ для пересечения сейчас выглядит  решенным. Точнее сказать - нынешняя эпидемия показала, что подобный процесс может быть крайне быстрым, и довольно неожиданным. На этом фоне концепция о том, что следует двигаться в напрвлении «дорогого труда с высоким уровнем производительности» выглядит наиболее здраво.

Ну, и разумеется, не стоит забывать про геополитические риски. В рамках которых пограничное расположение тех или иных сельскохозяйственных районов становится серьезной проблемой для всех стран. (Причем, не столько в плане захвата противником - сколько в плане возможности повреждения инфраструктуры.) И тут огромные сибирские пространства, почти недосягаемые для внешнего нападения - даже ядерные удары вряд ли смогут их полностью изгадить - становятся прекрасным подспорьем для нашей страны.  Правда, конечно же, не в текущем варианте нашей страны - но об этом надо будет говорить уже отдельно…

P.S. Разумеется, гидропоника - это так же паллиатив. И в более отдаленной перспективе вполне возможным выглядит переход в прямому органическому синтезу всех необходимых человеку веществ - с окончательным помещением «энеолитических технологий работы с землей» в музей. Но это - так же вопрос совершенно иного разговора.

P.P.S. И конечно же, стоит понимать, что получения "свободы от энеолита" - то есть, от классических сельскохозяйственных технологий - становится возможным исключительно в условиях "сверхобразованного" населения. О переходе к которому очень много в предыдущих постах.

образ жизни, техника, наука, прикладная футурология

Previous post Next post
Up