Коронавирусная эпидемия, как пример кризиса отчужденного общества

Jul 27, 2021 12:09

Интересно, но пример описанного в прошлом посте  кризиса, охватившего современное отчужденное общество, можно прекрасно наблюдать своими глазами. Речь идет о коронавирусной эпидемии, которая уже второй год выступает «основной темой» для нашей жизни. А точнее, о борьбе с ней, которая. Впрочем, об этом будет сказано чуть ниже. Пока же можно только отметить, что еще пару лет назад мир не знал ни вездесущих масок, ни споров вакцинщиков с антивакцинщиками, ни пресловутых «локдаунов», ни закрытых границ, ни массовых смертей от «короны»… В общем, ничего из того, что за полтора года сделалось самым главным в жизни современного человека.

Напротив, еще недавно казалось, что мир надежно защищен от любых опасных болезней. Ну, по крайней мере, та его часть, которая традиционно называется «развитыми странами». Поскольку считалось, что в той же Африке или Азии эпидемии быть могут: скажем, лихорадка Эбола или та же малярия, которая традиционно убивала от 700 тыс. человек в год. Но для «цивилизованного человека» все это не опасно. В том смысле, что если он не будет «лезть на рожон» - скажем, отправляясь в экзотическое путешествие - то вероятность заразиться смертельно опасным заболеванием для него равна нулю. (На самом деле, кстати, она и до ковида была ненулевой - но это тщательно замалчивалось.)

Именно поэтому во всех странах главный удар т.н. «реформ здравоохранения» - то есть, сокращения числа больничных коек, врачей и медперсонала - которые происходили после 1991 года, пришелся именно по инфекционным отделениям. Которые с радостью отправляли в небытие, заявляя, что время «испанского гриппа» и холеры прошло, и что больницы в «классическом варианте» больше не понадобятся. Вместо них предлагалось развертывание т.н. «высокотехнологичной медицины», связанной с крайне сложными, дорогостоящими, но при этом эффективными методами лечения.

Тогда договаривались даже до того, что очень скоро побеждены будут не только болезни, но и сама смерть. Да, именно так: еще лет восемь назад были популярны прогнозы, согласно которым полное бессмертие станет достижимо к середине XXI века. Благодаря генетической терапии, кажется. Ну, и вообще, очень скоро станет возможным произвольно менять геном человека. (Видимо, как у Лема в «Звездных дневниках Ийона Тихого».) Более того: именно медицинскую сферу в 2010 «назначали» в преемники выродившейся уже тогда «кремниевой технологии». (Т.е., считалось, что в 2020 годах экономический приоритет перейдет именно сюда.) И футурологи рисовали красивые таблицы, показывающие рост продолжительности жизни по годам и победу над всеми недугами - которые случатся после «переноса больших денег» в отрасль в ближайшее время.

Да, сейчас это выглядит просто наивно. Более наивно нежели «космические империи» американской фантастики 1950 годов выглядели после запуска советского «Спутника». Когда вдруг оказалось, что все смелые прогнозы про «American Universe» с космическими ковбоями, скачущими по планетам и американским бизнесом, эти планеты осваивающим, являются чисто медийным конструктам. А реальный Космос осваивают «дикие русские». Только теперь вместо русских - китайцы, которые смогли практически справиться с «короной», разработать несколько вакцин от нее, а потом провакцинировать (на текущий момент) более 600 тыс. человек. (Введено было 1,5 млрд. доз вакцины.) Для сравнения напомню, что население всей Европы составляет 746 млн. человек - т.е., Китай, фактически, провакцинировал всю Европу!

Впрочем, оставим КНР, поскольку в данном случае стоит обратить внимание несколько на иное. А именно - на то, насколько неэффективна оказалась реакция всего «развитого мира» на случившегося. (Того самого, обитатели которого еще вчера готовились прожить по 100 лет, и на этом фоне приветствовали повышение пенсионного возраста.) А точнее, не просто неэффективна, а порой разрушительна - поскольку значительная часть действий руководства (разного уровня) государств приводила только к ухудшению ситуации. Причем - не только в плане развития эпидемии. И даже - не только в плане экономики, поскольку долговременные последствия «ковидури» настолько велики, что говорить о них надо отдельно. Тут же можно только отметить, что итогом всего этого стало невероятное распространение эпидемии по всему миру, а так же огромное количество погибших именно в развитых странах. В противовес тому же «Гонконгскому гриппу», в котором 80% жертв пришлось на слаборазвитые азиатские государства. (Из 4 млн. умерших от болезни тогда на те же США пришлось всего… 33,8 тыс. человек. Сравните с 627 тыс. погибших тут от «короны».)

Разумеется, может возникнуть вопрос: с чем же связано подобное положение? В смысле, почему при значительном прогрессе медицины по сравнению с 1968 годом - а он есть и довольно серьезный - мы получили подобный фейл. Впрочем, ответ на это указан в самом начале поста: связано это исключительно с тем, что современный мир являет собой мир, в котором до предела доведено отчуждение труда. То есть, в котором практически каждый работник просто обязан не думать ни о чем, за исключением того, что написано в «должностной инструкции».

Причем, это касается всех - начиная с медиков, которые по сравнению с 1960 годами очень сильно «специализировались». Еще раз: с 1990 годов медицина мыслилась, как исключительно индустриальная отрасль, где переход исполнителей за пределы протоколов и инструкций не возможно. (И юридически наказуемо.) Поэтому когда потребовалась массовая мобилизация медиков на борьбу с эпидемией, вдруг выяснилось, что они к этому не способны. (Собственно, огромное количестве смертей весной-летом 2020 года объяснялось именно этим: формальные протоколы были неготовы и неточны, а «работать с людьми» западные врачи разучились.) Более того - оказалось, что врачи «неинфекционного профиля» просто не владеют элементарными навыками самозащита, в результате чего смертность среди их самих просто зашкаливала. (Значительная часть аргументов в пользу тех же «локдаунов» была связана именно с опасениями, что «медицина» просто кончится. Т.е., медики все умрут физически.)

Но разумеется, только этой отраслью проблемы не ограничивались. Ибо торжество соблюдения формальных правил поразило все общество, которое в условиях экстраординарного события («короны») начало напоминать театр абсурда. Что стоят, например, требования масочного режима - с огромными штрафами - при физическом отсутствии масок вообще. (И вообще, чтобы иметь право купить маску, надо уже иметь маску!) Или, скажем, ограничение передвижений граждан везде - и в людных местах, и в малолюдных, и вообще, безлюдных. Или, скажем, санобработка скамеек в парке и песка на пляже - потому, что «так надо». Впрочем, были и более опасные вещи - скажем, в виде «скапливания» всех подозрительных в особых «ковидгоспиталях». (Видимо для того, чтобы они гарантированно получили максимальную дозу вируса.)

И вообще, главным принципом общества, основанного на торжестве должностных инструкций, всегда выступает запрет и штраф. Которые видятся главными инструментами «борьбы со всем» - включая COVID-19. Поэтому именно на эти инструменты и был сделан основной упор. Впрочем, надо понимать, что помимо государства с его репрессивной машиной «вирус формальности» поразил и самих граждан. Которые уверились в том, что «безопасно все, что не запрещено». И поэтому, например, уже во время начала массовой эпидемии активно выезжали за границу - ведь это никто не запрещал. (А через пару месяцев те же лица «стучали» на граждан, выгуливающих собак - поскольку это было запрещено.) Ну, и так далее: как только запреты снимались, то толпы народу бросались в бары, на массовые мероприятия и т.д., будучи уверенными в том, что «теперь это безопасно». (Причем, надо понимать, что это не российская проблема - подобные вещи происходят по всему миру.)

Т.е., люди настолько были уверены в том, что им нет смысла думать о своей безопасности, поскольку для этого есть «специалисты» и «правительство», которые получают за это деньги. И если они вдруг «открывают Турцию», то глупо было бы не воспользоваться данной задачей. Кстати, вот забавный пример: когда началась коронавирусная эпидемия, то одной из первых «настоятельных рекомендаций» стало требование мыть руки перед едой. И одна только эта мера смогла снизить уровень заболевания острыми кишечными инфекциями … в три раза! То есть, до тех пор, миллионы людей ели грязными руками - пока это официально не запретили. Хотя про то, что это делать нельзя, говорят с детского сада! (Но детский сад это одно, а реклама, где всегда можно «перекусить, если проголодался» - это другое.)

То есть, оказалось, что в современном обществе, построенном на торжестве законов, инструкций и явных запретов, любая «серьезная неожиданность» приводит к фактической катастрофе. Даже если под этой «неожиданностью» скрывается относительно «мягкий» вирус. (Наподобие того, что вызвал «Гонконгский грипп» 1968 года.) Что же говорить про более серьезные опасности? Думаю, и так понятно, что тогда «эскалация глупости» (т.е., однозначно неверных решений) станет еще большей - достигнув таких вершин, которые даже сейчас выглядят невозможными. Но ведь разве мы еще года два назад могли подумать, что у нас будет подобная «ковидурь»?

P.S. И, кстати, не стоит забывать, что даже с «ковидурью» все только начинается. В том смысле, что резкое «закручивание гаек» по всем направлениям неизбежно должно дать «реактивный ответ» со стороны общества. И он уже идет, начиная с пресловутого BLM. Вот только и данные действия неизбежно несут в себе те же «зерна формальности», что и поведение властей. Что приводит к совершенно закономерным последствиям…

P.P.S. Ну. а про альтернативу этого, понятное дело, надо говорить уже отдельно.

общество, здравоохранение, кризис 2020, закат Европы вручную, теория инферно, медицина

Previous post Next post
Up