Белый слон для Украины

Jul 09, 2021 11:13


К предыдущему .


Кстати, забавно: но сегодня увидел новость о том, что Украина покупает ледокол. У Британии, понятное дело. Разумеется, не новый: речь идет о бывшем флагмане Британской антарктической службы «Джеймс Кларк Росс», эксплуатация которого началась еще в 1990 году. Ну, и если честно, то это не ... совсем ледокол, а скорее судно "ледокольного класса", которое использовалось для снабжения британских антарктических станций и для научных работ в Южном океане.

В общем, плавсредство это достаточно специфическое - а точнее, очень специфическое, и полностью некоммерческое. (Использовать такой корабль в качестве, скажем, портового ледокола - что иногда бывает действительно нужно Украине - конечно возможно. Однако крайне невыгодно.) Поэтому данное решение выглядит крайне странно. Причем, тут стоит понимать, что речь идет не только о сумме в 5 млн. $ - незначительной даже для Украины - но и о значительных затратах на обслуживание. (Которые за планируемые лет 20 эксплуатации значительно превзойдут размер покупки.) Тем более, что обслуживаться судно будет, судя по всему, именно британцами.

То есть, реальных плюсов для покупателя тут просто нет: все попытки доказать пользу от этого решения несут очевидный признак "отмазок". Скажем, в том плане, что это позволит Украине обслуживать свою антарктическую станцию - хотя на самом деле это прекрасно происходило и до приобретения «Джеймс Кларк Росса». Что же касается гипотетической "конкуренции с Россией в Арктике", то данную идею следует считать чистым образцом идиотизма: и потому, что - как уже говорилось - это не "настоящий" ледокол, и потому, что даже будь он "настоящим", то все равно, никакой погоды не сделал бы. И, наконец, потому, что никаких баз в Арктике у Украины нет, и быть не может по определению.

Короче, единственная мысль, которая возникает в данном случае - это "Белый слон". Напомню, что так называют плавсредства, которые слишком совершенны для стран-обладателей -- и поэтому приносят последним только убытки. В свое время таковыми были крупнотоннажные боевые корабли - броненосцы, крейсера - которые приобретались разного рода латиноамериканскими и азиатскими государствами. Заказываясь, как правило, именно в Британии. Понятно, что британцы получали отсюда чистые прибыли - и за постройку, и за обслуживание - ну, а покупатели получали только гонор и ЧСВ. И геморрой, т.к. реальной боевой ценности эти приобретения не имели - из-за того, что для этого требовались совершенно иные условия - а денег "просили" постоянно.

Правда, по своему масштабу «Джеймс Кларк Росс» - это скорее "слоненок". Но все равно, хоть какая-то "копеечка" для бывших "имперских лордов" лучше, нежели ничего. (По цене лома бывший "ледокол" можно продать не более, чем за 1 млн. $) Ну, и вообще, сама мысль о том, что можно иметь хоть какую-то "полуколонию" для доения приятно греют душу проигравшим все империалистам. Вот еще несколько "слонят" в виде ракетных катеров начнут строить - и вообще, легко на душе станет. (На самом деле, конечно, вряд ли Украина получит хоть один катер: в современном мире долговременные межгосударственные контракты имеют тенденцию к бесконечному "длению" - но для Британии это не важно. А вот загрузка собственных мощностей - это, в любом случае, хорошо.)

P.S. Кстати, самым красивым ходом для "бывшей Империи" было бы продать Украине авианосец. Но к сожалению HMS Ark Royal уже был продан на иголки туркам в 2013 году.

кратко, геополитическое, Украина, текущее

Previous post Next post
Up