Ковид и три закона диалектики

Jun 19, 2021 12:06

В современном мире - особенно, в постсоветском его варианте - существует одно странное заблуждение относительно диалектики. (И в особенности - диалектического материализма.) Состоящее в том, что данный способ понимания мира то ли очень сложен, то ли не имеет к реальности никакого отношения, то ли представляет собой совокупность первого и второго пункта. (В общем, как любят говорить у нас: это полная муть!) Но в реальности дело обстоит ровным образом противоположным образом: и в том смысле, что диалектическое восприятие действительности на самом деле достаточно простое и даже изящное по сравнению с «классической логикой». И в том, что на самом деле оно очень серьезно упрощает рассмотрение многих сложных проблем - и позволяет прогнозировать такие вещи, которые с «традиционной точки зрения» выглядят непрогнозируемыми.

Возьмем, например, такое явление, как текущая «ковидная эпидемия». Та самая, которая, как снег на голову, свалилась на голову человечеству в 2020 году. Точнее сказать, это человечество, существующее в своем мире «классической логики» восприняло ее так, поскольку в действительности если чего и выглядит в данном случае удивительным - так это то, почему данное событие случилось столь поздно. (На самом деле пара «попыток» было - скажем, тот же «птичий грипп» 2013 года или «свиной грипп» 2009 пытались это сделать.)

Дело в том, что «ковид», как таковой, вовсе не является случайным итогом смешения вирусов летучей мыши и панголина - ну, или чего-то подобного - а закономерным результатом развития всей современной (западной) цивилизации. (По крайней мере, последних 30 лет ее существования.) И вытекает из уже не раз указанной диалектичности подобных систем. (Цивилизации в целом или отдельные ее социумов.) Поэтому данная зараза с поразительной легкостью «ложится» в рамки пресловутых «трех законов диалектики» - тех самых, над которыми иронизировало и  издевалось не одно поколение советских и постсоветских людей, считая их придуманными какими-то «заумными чудаками». (Разумеется, под «заразой» тут надо понимать не просто вирус, а его «социальное отражение» в виде эпидемии.)

Итак, есть три знаменитых «закона диалектики»: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Как же они могут быть связаны с «ковидом»? А очень просто. Возьмем, например, первый закон - который означает, что существование любой сложной системы всегда характеризуется взаимоисключающими факторами. (Противоречиями.) Связано это с тем, что системы подобного типа обязательно должна решать две «задачи»: во-первых, задачу поддержания внутренней целостности. А, во-вторых, задачу реакции на внешние изменения. Наверное, тут не надо говорить, что если хоть одна из подобных задач реализовываться не будет, то существование сложной системы станет невозможным. Но одновременно - нельзя не признать их антагонистичность, т.к. они конкурируют за имеющиеся ресурсы. (Которых, понятное дело, не может быть бесконечное количество.)

В случае с «ковидом» - точнее, с эпидемией, как социальным явлением - это проявилось в полной мере. Поскольку оказалось, что - с одной стороны - правительства всех развитых стран до последнего старались избежать остановки «международных взаимодействий», сиречь, закрытия границ с местами, где данное заболевание уже проявилось в полной мере. (Напомню, что в ту же Италия китайские туристы ездили вплоть до конца января, при том, что об эпидемии стало известно еще в декабре.) А - с другой стороны - после объявления пандемии они (правительства) начали практическое «соревнование» в плане того, как можно «бороться с ковидом». С запретом гражданам выходить из домов, свозом всех «подозрительных» в «ковидгоспитали» - где их уже гарантированно заражали - с обработкой дорог  дезинфицирующими растворами и т.д.

Впрочем, самое смешное при всем этом - то, что при этом сохранялась работа многих «жизненно-важных отраслей» в обычном режиме. (Скажем, коммунального хозяйства или строительства.) Поскольку перевод его на «эпидемический» потребовал бы значительного увеличения зарплат - а это действие для хозяев мира является самым неприятным. (Им проще делать пресловутые «выплаты» отдельным категориям, нежели повышать плату за труд.) Равно как сохранялось - и сохраняется до сих пор - перемещение самих «властителей» вне «псевдокарантинных» границ. Забавно, кстати - но у нас практически везде по регионам «ковид» был развезен именно «начальством»: разного рода работниками губернаторского аппарата, чиновниками здравоохранения (!), представителями крупного бизнеса. Которые постоянно катались «по делам» в Москву - в то время, как обычных людей выпускали из дома по пропускам. Да и в Москве на «начальном этапе» распространения заболевания можно было четко увидеть, что «очаги заразы» формируются на территории наиболее «дорогих» районов. (У меня где-то была карта от марта прошлого года, где это было показано - но сейчас этот файл потерялся.)

Именно указанный «двойственный» характер современной экономики, где одновременно надо и повышать «могущество властителей», и при этом пытаться сохранить устойчивость  социума, стал идеальной средой для формирования «ковидури». Сиречь - очень активных, но при этом совершенно бессмысленных - действий «хозяев мира» по предотвращению развития эпидемии. Ведущих исключительно к экономическим потерям при неспособности бороться с болезнью хотя бы на уровне 1968 года. (Когда была уже не раз упоминаемая эпидемия «Гонконгского гриппа».)

Но на этом дело не заканчивается. Поскольку эта самая «ковидурь», по сути, выступает уже иллюстрацией следующего закона диалектики. А именно: закона перехода количества в качество. В том смысле, что указанные бесконечные метания «власть имущих» - желающих и рыбку съесть, и косточкой не подавиться - породили, в свою очередь, то, что сейчас можно назвать «постковидной реальностью». А именно: мир, в котором т.н. «обычный человек» оказался, фактически, лишенный всех своих «гарантированных прав». Тех самых, которые еще вчера декларировались, как «естественные и не отменяемые, вроде права на свободу передвижения. Наверное, все помнят, как разного рода антисоветчики любили изгаляться на сложностью выезда за рубеж из СССР. «А вот теперь можно просто взять билет, и полететь на выходные в Париж!» - говорили они.

Разумеется, о том, что реально загранпаспорта имеют только 20% россиян - поскольку остальные не имеют денег не только на Париж, но и на какую-нибудь Анталью - они обычно умалчивали. Ну, или говорили: а это другое, ведь заработать может каждый - надо только оторвать попу от дивана. Но вот теперь, в «постковид» вдруг оказывается, что этот самый Париж оказывается закрытым так же, как в самое советское время. Да что там Париж - та же Анталья то открывается, то закрывается в зависимости от количества заболевших. И очень похоже на то, что подобная система будет продолжаться «вечно» - в том смысле, что нахождение новых штаммов «коронавируса», «война вакцин» и т.д. прекрасно показывают на то, что прежнего «открытого мира» больше не будет.

Впрочем, что тут «открытый мир» - тут, как уже говорилось, даже выход из дома оказывается под вопросом. В том смысле, что не только каждая страна, но даже каждый город, оказывается, может решать: давать или не давать гражданам ту или иную свободу. Понятно, что после этого бумажки, на которых написана «Конституция», можно честно отправлять в макулатуру - вместо их начинает торжествовать древний принцип: «закон, что дышло». (Разумеется, для «правильных людей», которые начинают им ворочать в открытую.) Причем - даже в тех странах, которые считались ранее «гнездами демократии». И уже не удивляет никого жесткий разгон «антиковидных демонстраций» в той же Германии или, скажем, Нидерландах. Как говориться, радуйтесь, что в противников запретов не начали стрелять боевыми патронами, ограничиваясь только дубинками и водометами»!

На этом фоне введение «насильственной вакцинации» выглядит, если честно, цветочками. По той простой причине, что действие это действительно разумное, а так же - совершенно необходимое в плане борьбы с эпидемией. Однако при этом вдруг оказывается, что и оно ведет к очень неприятным последствиям. А именно: к формированию активного «антипрививочного дискурса». Разумеется, антипрививочники были и до этого - однако они, как правило, оказывались маргинализированными, ограниченными некими условными группами. (Скажем, религиозными фундаменталистами, разного рода «ньюэйджевцами», помешанными на «естественном лечении» и т.п.) С введением же массового «ковидпрививания» «антипрививизм» вырвался на свободу. Став, наверное, первым массовым секулярным «антисциентистким» концептом за последние сто лет. Поскольку только прививками дело тут не ограничивается - речь идет, по сути, о потере авторитета науки, которая открыто объявляется репрессивным инструментом властей.

Кстати. данный эффект («светский антисциентизм») еще почти не осмыслен - а он, на самом деле, значит очень многое в плане определения будущего пути развития человечества. Но об этом, понятное дело, надо будет говорить уже отдельно. Тут же можно только сказать, что данный антисциентизм прекрасно вписывается в контуры текущих мировых изменений, связанных с превращением масс из «граждан» - пускай и серьезно ограниченных с условного 1991 года - в чистые «функции для хозяев». А так же соответствующего изменения их (масс) мировоззрения. (Причем, в сторону, для указанных хозяев нежелательную.)

И вот тут мы приходим к последнему закону диалектики: закону отрицания отрицания. В том смысле, что этот самый «постковидный мир», фактически, становится отрицанием условного «мира постсоветского» или «мира золотого миллиарда». Того самого, который был объявлен Фукуямой вечным и наивысшим. Но который, фактически, смог просуществовать только три десятилетия. (Условно с 1991 по 2020 год.) В этом самом мире, одновременно глобальном и разделенном - на богатое, сытое и демократическое «ядро» и нищую голодную авторитарную «периферию» - собственно, сформировались все ведущие учения и тренды настоящего времени. (Начиная с извечной идеи «пора валить» и заканчивая идеей о том, что «кажый сможет достичь успеха».) И вот все это можно торжественно отправлять на свалку - в том смысле, что теперь действуют совершенно иные законы.

Но об этом - т.е., о том, чем сейчас руководствуется мир и почему то, что было актуальным еще в 2019 сейчас уже не важно - надо будет говорить уже отдельно.

P.S. Кстати, идущий сейчас слив «либеральной оппозиции» в государствах «незапада» - начиная с Белоруссии и заканчивая Китаем (ну, и РФ конечно) - это, в общем-то, процесс из того же разряда. Ну, и слив стран, где эта «оппозиция» при власти - вроде Украины - тоже…

социодинамика, здравоохранение, классовое общество, кризис 2020, диалектика, медицина

Previous post Next post
Up