Поменяли ли мы звезды на компьютеры, или еще раз о современном прогрессе

Apr 13, 2021 11:25


Кстати, интересно, но в связи с прошедшим «Днем Космонавтики» опять всплыла идея о том, что современное общество изменило «направление прогресса» с космического («энергетического») на информационный. И пускай, дескать, у нас сейчас нет городов на Марсе и летают самолеты из 1960 годов - многострадальный «Боинг-737» был разработан в 1965 году - но зато наличествует масса компьютеров, роботов и информационных сетей. Как писал Переслегин еще в 1990 годах: «…за прогресс в информатике, за создание виртуальной реальности человечество, по всей видимости, заплатило отказом от Звезд…»

Разумеется, тогда - в 1990 годы - эта мысль выглядела очевидной. Хотя на самом деле очевидность эта была только для того, кто заранее пытался найти в «наступившей эпохе» чего-то позитивное. И поэтому желал считать, что тогда не просто выбросили на помойку весь космический успех, а обменяли на «виртуальную реальность». (Типа того, как в это же время любили говорить: «обменяли социализм на колбасу». При том, что реально в 1990 годы колбаса для большинства стала менее доступной, нежели в советское время.) Впрочем, у самого Переслегина - как нетрудно догадаться - дела тогда шли на порядок лучше, нежели у указанного большинства: он удачно вписался в постсоветский «издательский бум». (В 2000-2010 годах же, вообще, стал «экспертом по всем вопросам», с соответствующим содержанием.) Однако в данном случае это не меняет положения.

Поскольку в действительности никакой смены «звезд на виртуальность» не произошло. И произойти не могло по той простой причине, что пресловутый «прогресс в информатике» имел тот же самый источник, что и движение человека в Космос. А именно: «Советскую тень» - опосредованное давление СССР на весь остальной мир в плане реализации самых передовых научно-технических решений. Одной из важнейших составляющих этого была т.н. «Холодная война» - хотя, понятное дело, только ей речь тут не исчерпывается - приводящая к наращиванию совершенства выпускаемых вооружений. (При отказе от их применения - т.е., перехода к войне «горячей».) Именно с «Холодной войной» было связано развитие «той самой» вычислительной техники, информатики и кибернетики (науке об управляющих системах), которая, собственно, и породила переслегинскую «виртуальную реальность».

На самом деле, кстати, даже само применение полупроводников в электронике (дискретных) было связано с указанной задачей. Поскольку первое «практическое» крещение полупроводники получили в РЛС, а реально массовое использование их было связано с управляемыми ракетами. (Так что если бы не «противостояние двух держав», то сидели бы мы исключительно с «теплым ламповым звуком».) Что же касается т.н. «твердотельных ИС» - т.е., того, на чем построены все существующие сейчас «электронные чудеса», вплоть до смартфонов - то они напрямую связаны не с Холодной войной даже, а именно с космосом. Так как первая «промышленная» партия подобных изделий была изготовлена для создания бортового компьютера «Аполлонов». («Дискретные» машины не подходили из-за большого числа необходимых  соединений между компонентами - и, как следствие, малой наработки на отказ.)

То есть, что бы из современного «виртуального богатства» мы не брали - компьютеры, компьютерные сети (надеюсь, что такое ARPANET, все знают), высокочастотная связь (основа сотовых сетей) - все это ведет свою родословную именно из «большого противостояния» 1950-1980 годов. И даже те элементы «информационно-виртуального царства», которые кажутся целиком и полностью порождением «свободнорыночной инициативы» - вроде персональных компьютеров- в действительности имеют прямое отношение к указанной ситуации. Хотя бы потому, что та масса, прости Господи, «стартаперов» - которая стояла во второй половине 1970 годов за идеей «миникомпьютера», - была обучена именно в рамках «противостояния». И получила свое «боевое крещение» в 99% именно в институтах и фирмах, связанных с ним. (Про то, что элементная база «микрокомпьютеров» была разработана для военной или околовоенной техники, уже было сказано.) Впрочем, первый «настоящий» персональный компьютер, с которого и пошло распространение данной концепции в мире - IBM PC - выпустили, как известно, отнюдь не стартаперы.

Впрочем, что там ПК - даже компьютерные игры были созданы в рамках «холодновоенной борьбы». Да, именно так: первую «настоящую» игру - с интерактивным взаимодействием игрока и «картинке» на экране - создали в Массачу́сетском технологи́ческом институте еще в 1961 году, на компьютере PDP-1. (Разумеется, те же шахматы и прочие логические игры были перенесены на «компьютерную основу» еще раньше - в момент самого зарождения вычислительной техники.) Игра была посвящена «космическим войнам», и представляла собой ставшее впоследствии классической «аркаду» со стрельбой «космического корабля» по противникам. (Думаю, все играли во что-то подобное на приставках или мобильниках.) Наверное, тут не надо говорить, чем был МТИ в 1961 году, и для чего туда «поставляли» компьютеры, и нанимали программистов.

То есть, еще раз: практически все, что мы сейчас связываем с «компьютерно-информационной отраслью» было создано не «вопреки космической гонке», и не после ее завершения - а наоборот, во время ее активного развития. Это - еще раз - относится практически ко всему, начиная с архитектур вычислительных машин и принципов их программирования (все существующие языки ведут свою «родословную» из 1950-1960 годов), и заканчивая типами элементной базы и технологиями ее производства. И даже сама среда «компьютерных гениев» - пресловутых «хакеров» в изначальном значении этого слова - была порождена именно этой самой гонкой. «Свободнорыночные» же «гиганты мысли» - вроде Билла Гейтса - если чем и могут похвастаться, так это способностью «без масла влезть» в карман пользователей. (То есть, суметь продавать за огромные деньги то, что не только стоит много дешевле, но и - как та же MS DOS - на самом деле им не принадлежит: указанная операционная система была, фактически, «калькой» CP/M.)

Впрочем, почему «без масла»? Как раз «с маслом» - в том смысле, что мать «мелкомягкого Билла», как известно, входила в состав совета директоров IBM PC. (Наверное, после этого не надо удивляться: почему это данный совет вдруг взял - и выбрал никому не известную фирмочку поставщиком программного обеспечения для IBM PC!) Впрочем, ладно - в любом случае понятно, что даже если бы выбор «Микрософта» был чисто рыночным, то это мало чего изменило бы. В том смысле, что данное событие выглядит «эпохальным» только с т.з. финансов - т.е., последующего возвышения MS и превращение его в «суперкорпорацию». (Приравненную по могуществу к Ротшильдам и Рокфеллерам.) В смысле техническом же - это практически ничего не меняющий эпизод. Ну да: был бы вместо DOS выбран какой-нибудь иной клон CP/M (или даже не клон), сути это не изменило. Поскольку «магистральный путь» развития компьютерной техники к этому моменту был уже выбран, и никакие операционные системы изменить его не могли. (Ну, в самом лучшем случае, внедрение X-Window и многозадачности началось бы лет на пять раньше! Впрочем, нет - смысла в этом до массового распространения Интернета все равно не было.)

То же самое можно сказать и про компьютерные сети, смысл которых стал понятен еще до появления ARPANET, а фактически - еще в самом начале «компьютерной эры». (У Лема в «Магеллановом облаке» 1954 года (!) описана, фактически, компьютерная сеть с хранилищами данных и даже САПР (!) в главе «Трионы».) Или, скажем, про распределенные системы радиосвязи - сотовую сеть - которая стала возможным после выхода человека в «дециметровый диапазон» радиоволн. Про роботов и прочие автоматы тут и говорить нечего - само понятие «робота» было введено Чапеком еще в 1920 году! И даже «виртуальная реальность» в своем классическом понимании была предложена еще в конце 1960 годов. (Впрочем, тот же Лем описал ее в рассказе «Странные ящики профессора Коркорана» от 1960 года. Т.е., уже в конце 1950-начале 1960 годов данная тема вполне обсуждалась в научном сообществе.)

Другое дело, что тогда - в 1950-1970 годы - не мыслилось современной тотальности информатизации, замены ею всего и вся. Но это происходило исключительно потому, что тогда это была всего лишь одна из передовых областей. Одна из многих. (Почему особо и не выделялась - хотя реальный прогресс в отрасли, как уже говорилось, происходил именно в указанный период.) Однако после того, как во второй половине 1980-1990 годах началось торможение прогресса - о том, почему это произошло, надо, разумеется, говорить отдельно - то именно «информационная сфера» попала в него одной из последних. (Скажем, в 1990 и даже 2000 там шло еще развитие - реальные признаки стагнации начали проявляться лишь в 2010.) Вследствие чего и возникла описанная в начале поста иллюзия того, что «звезды были сменены на компьютеры». В действительности же компьютеры и «звезды» - это единая, сцепленная друг с другом система, со всеми вытекающими отсюда последствиями. (И поэтому нынешняя «информационная стагнация», ИМХО, является лишь предвестником более неприятногомен деградационного процесса в указанной отрасли. Но об этом надо так же говорить уже отдельно.)

P.S. Ну, а на вопрос о том, «на что же поменяли звезды?», думаю, у умного человека ответ, все же существует. Другое дело, что он (ответ) крайне неприятен - особенно для тех, кто оказался бенефициаром данного действа, вроде того же Переслегина - и поэтому никто его прямо не озвучивает.

Переслегин, постсоветизм, техникогуманитарный баланс, техника, прикладная мифология, прикладная футурология, история

Previous post Next post
Up