Про "инновационные шины", как символ современного прогресса

Apr 08, 2021 18:36


Увидел забавное: пост о том, что компания Michelin решила  серийно выпускать свою "безпрокольную шину" . (Под названием «Уптис».) Почему это забавно? Да потому, что данное решение подается, как "невероятная инновация". В то время, как в действительности это "изобретение" не просто с бородой, но с бородой седой! И впервые "безпрокольные шины" появились на рынке еще более ста лет назад!

Да, именно так: проблемы с "проколами" волновали изобретателей еще тогда, когда никаких автомобилей не было. (И применялись "пневмобаллоны" на велосипедах.) Поэтому первые патенты на покрышки с "пружинными элементами" были получены еще в 1890 годах! Впрочем, звездный час данной технологии наступил во время Первой Мировой войны. Напомню, что в то время вся "резина" изготавливалась на основании природного каучука, получаемого в Южной Америке. И поэтому после начала войны Германская Империя - оказавшись отрезанной от указанного континента - столкнулась с тем, что просто не имеет возможностей для установки классических шин на свои транспортные средства.



Попыткой разрешить данный кризис и стало массовое использование "пружинных" решений. Их ставили и на автомобили, и на велосипеды. Разумеется, тогда тоже говорили про то, что это "позволит сократить проколы и порезы", особенно в условиях ведения военных действий. (В то время практически вся техника шла на войну.) Но, в общем-то, все понимали, что действительная причина применения указанной технологии состоит в невозможности сделать по другому. И как только доступ к рынку каучука к Германии вернулся, все эти пружины и цепи были сразу же отправлены в отставку.

Впрочем, периодически то та, то другая фирма или изобретать-одиночка "открывал" безвоздушное колесо, заявляя о том, что нашел сенсационный способ решить все проблемы автолюбителей. (Если честно, то я не помню, сколько раз уже читал про это то в "Технике Молодежи", то в "Науке и жизни" советских времен.)

В реальности, впрочем, за указанное столетие ничего так и не изменилось. В том смысле, что недостатки "безвоздушной технологии" остались все те же, что и в 1914 году: высокая сложность и дороговизна, плохое "отрабатывание" мелких неровностей, а так же неизбежность забивания грязью "внутренних полостей". (И соответствующем снижении балансировки.) Практическая же польза, понятное дело, тут состоит только в высокой "проколоустойчивости". (С другой стороны понятно, что те, кто ездит по ровным и чистым дорогам - где только и можно использовать подобные вещи - с проколами встречается редко.)

То есть, можно сказать, что пресловутые "шины "Уптис"" в данном случае могут рассматриваться, как один из символов "современного прогресса". В том смысле, что с одной стороны, это старое - как гавно мамонта - решение, которое уже не раз было отброшено из-за неустранимых недостатков. А с другой - подача его как чего-то "сверхвысокотехнологичного" и "суперсовременного". (Ну да, для людей, которые не читали "Науку и жизнь" кажется, будто все вещи вокруг были придуманы "гениальными стартаперами".)

Ну, а окончится все это, думаю, так же, как всегда: ну, может быть, указанные "супершины" будут продаваться для небольшой категории "наиболее продвинутых и обеспеченных" за огромные деньги. (Как предмет престижного потребления".) А может быть и нет. Но в качестве массовой технологии они. понятное дело, не появятся никогда...

техникогуманитарный баланс, техника, история

Previous post Next post
Up