Leave a comment

sanchos_f March 24 2021, 10:51:47 UTC
Кроме того, мозг, привыкший выстраивать правильную сеть, даже начиная работу с новыми областями знаний, по привычке стремится выстроить такую же правильную сеть и в новых областях. Если же привычки к выстраиванию сети нет - то новые фрагменты информации не выстраиваются в правильную сеть, а связываются между собой как попало: где-то погуще, где-то - пореже.

Ну и, понятно, что в тех участках, где сеть не укрепляется поступающими новыми данными, из неё постепенно вываливаются куски, сеть ветшает. Остаются только самые основы. Но если эти основы были заложены достаточно прочно и образовывали правильную сеть, пусть и крупноячеистую, при необходимости её можно достаточно быстро уплотнить.

Соответственно, основы научного мышления могут (и должны) закладываться уже в первом классе, вне зависимости от конкретного предмета.

По сути, один и тот же набор информации, в зависимости от способа подачи, в одном случае оказывается набором почти несвязанных друг с другом фрагментов (например, сборником исторических анекдотов), а в другом случае, уже начиная с первого класса детям начинают прививать основы системного мышления.

В первом случае дети привыкают выучивать какой-либо фрагмент информации, сдавать и забывать - всё равно этим фрагментам информации не за что цепляться в мозгу. А те разрозненные факты, которые всё-таки как-то задерживаются в памяти, одиноко плавают в пустоте, изредка сталкиваясь друг с другом и образуя неожиданные ассоциативные связи с невообразимыми последствиями.

Плюс бесконечные презентации и проекты, в большинстве случаев представляющие собой такие же несвязанные друг с другом куски информации. Сюда же болонский процесс, курсы по выбору, компетентностный подход и вот это вот всё.

Во втором случае, дети с самого начала постепенно привыкают к тому, что знания - это не набор фактов, а прежде всего их систематизация. И потом эта система, постепенно формирующуюся в мозгу, понемногу укрепляется всё новыми фрагментами информации, вкладывающейся в уже подготовленные для неё ячейки. А главное, даже не в самой системе, а в навыке ума работать системно и с системами.

То есть, школа на самом деле нужна не для того, чтобы дать детям некий набор знаний, а для того, чтобы научить их думать.

Простейший пример - математика: можно учить наизусть формулы и набивать руку на стандартных задачах, решая их, по сути, перебором, не вникая в суть: пробуем эту формулу - не подходит, пробуем эту - о, вроде подошла!

А можно научить выводить формулы самостоятельно, дать понимание, что это - не некая магия, а просто вот всё логично и понятно устроено.

И если у человека есть привычка работать с информацией системно - то ему сравнительно легко освоить даже совершенно новую область знаний и/или деятельности.

Это, так сказать, «азбучный» подход: вот - буквы, из букв - получаются слова, из слов - предложения, из предложений - осмысленные тексты и т.д.
И противоположность «азбучному» − «иероглифический» подход, когда нужно выучить огромное количество иероглифов.

Или вот десять цифр - и с их помощью можно записать любое число. А если число слишком большое, или наоборот, слишком маленькое, то и его можно легко записать с помощью нескольких хитростей (десятичные дроби, степени, отрицательные числа).
В противоположность этому, римская система куда более громоздка и крайне плохо масштабируема.

Отсюда: https://sanchos-f.livejournal.com/236754.html

Reply

antalismantiss March 24 2021, 12:23:04 UTC
Кстати, физиологически примерно так и происходит. Мозг действует благодаря сети нейронов, от связей между которыми зависят восприятие и обработка информации.

С одной деталью. Изначально сеть куда более густая. Связей между нейронами много. А потом эти связи при неиспользовании разрушаются. Сеть естественным путем становится все более редкой, а человек соответственно все меньше способен к восприятию новой информации. Это не значит, что ребенок является гением в сравнении с взрослым - новую информацию ребенку воспринять куда легче, а обработать сложнее, поскольку нет привычного русла связей, проверено пригодных для обработки.
Воспрепятствовать процессу деградации сети можно только постоянным задействованием нейронов, т.е. постоянным обучением. Важно, что не только получением информации, а именно обучением. Т.е. эта информация должна каким-то образом обрабатываться, чтобы активизировать разные связи между нейронами.

Reply

cosmicstarcat March 25 2021, 06:19:09 UTC
Оригинальная арабская система тоже крайне хренова масштабировалось . Ее оптимизировали в испании, по сути переводя тексты арабских астрономов где уравнения были записаны словами.

Reply


Leave a comment

Up