Leave a comment

sanchos_f March 24 2021, 10:51:27 UTC
Я представляю работу мозга как этакую рыбацкую сеть. В раннем детстве туда закладываются самые-самые базовые понятия, которые формируют очень крупные ячейки. Потом, в течении жизни, туда закидываются всё новые и новые фрагменты информации. Те фрагменты, которым не за что зацепиться, в большинстве своём проваливаются через крупные ячейки и исчезают в глубинах памяти. Но кое-что - цепляется, и таким образом ячейки сети становятся всё меньше.

В тех областях знания, где сеть более плотная, новым фактам проще цепляться, и сеть становится всё плотнее, новые факты не проваливаются в слишком крупные для них ячейки, а цепляются за уже существующие и делают сеть всё плотнее и плотнее. То есть, включается положительная обратная связь: чем больше запихиваешь - тем эффективнее будет дальнейшее запихивание.

Потому и «повторение - мать учения». При первом знакомстве с новыми знаниями, большая часть их проваливается через слишком крупные ячейки, и только кое-что цепляется - сеть становится чуть плотнее. Следовательно, при второй попытке, те фрагменты, которые зацепились раньше, укрепляются, а новые фрагменты прикрепляются уже к ним. И т.д.

При этом, в раннем детстве, пока процессор работает на полную мощность, винчестер практически пуст, а принципиально новой информации поступает не много - эта новая информация легко образует новые ячейки сети.

С возрастом, информации поступает всё больше и она становится всё разнообразнее. Если для неё уже подготовлены нужные, хорошо структурированные, участки сети - она легко цепляется за них, укрепляет эти участки и делает сеть плотнее. Если же в этом месте сеть слишком редкая - большая часть провалится мимо. Мозг не успеет выстроить слишком длинные связи между новой информацией и уже существующей.

Как писал академик А. Мигдал: «Науку составляют не только факты, но и соотношения между ними, а главное, систематизация этих соотношений с помощью сознательно упрощенной модели явления».

То есть, если в мозгу уже сформирована некая модель, пусть и самая простая, с крупными ячейками - то новая информация будет цепляться за эти ячейки. Особенно, если информация эта будет подаваться в правильном порядке: сначала «крупные» фрагменты, которым легко цепляться за уже существующие крупные ячейки. Затем - чуть более «мелкие», затем - ещё помельче.

Если информацию закидывать в мозг как попало, то сеть, конечно, всё равно будет укрепляться, но ячейки будут перекошены - разных размеров и формы, и связи между крупицами информации будут образовываться случайным образом.

Если же порядок подачи информации хорошо выстроен, и подача новой информации чередуется со своевременным повторением пройденного - то в мозгу формируется правильная, достаточная плотная сеть, позволяющая легко цеплять и встраивать в себя всё новые и новые фрагменты информации.

По крайней мере, это касается тех областей знания, по которым информации подаётся достаточно плотным потоком.

Reply

sanchos_f March 24 2021, 10:51:47 UTC
Кроме того, мозг, привыкший выстраивать правильную сеть, даже начиная работу с новыми областями знаний, по привычке стремится выстроить такую же правильную сеть и в новых областях. Если же привычки к выстраиванию сети нет - то новые фрагменты информации не выстраиваются в правильную сеть, а связываются между собой как попало: где-то погуще, где-то - пореже.

Ну и, понятно, что в тех участках, где сеть не укрепляется поступающими новыми данными, из неё постепенно вываливаются куски, сеть ветшает. Остаются только самые основы. Но если эти основы были заложены достаточно прочно и образовывали правильную сеть, пусть и крупноячеистую, при необходимости её можно достаточно быстро уплотнить.

Соответственно, основы научного мышления могут (и должны) закладываться уже в первом классе, вне зависимости от конкретного предмета.

По сути, один и тот же набор информации, в зависимости от способа подачи, в одном случае оказывается набором почти несвязанных друг с другом фрагментов (например, сборником исторических анекдотов), а в другом случае, уже начиная с первого класса детям начинают прививать основы системного мышления.

В первом случае дети привыкают выучивать какой-либо фрагмент информации, сдавать и забывать - всё равно этим фрагментам информации не за что цепляться в мозгу. А те разрозненные факты, которые всё-таки как-то задерживаются в памяти, одиноко плавают в пустоте, изредка сталкиваясь друг с другом и образуя неожиданные ассоциативные связи с невообразимыми последствиями.

Плюс бесконечные презентации и проекты, в большинстве случаев представляющие собой такие же несвязанные друг с другом куски информации. Сюда же болонский процесс, курсы по выбору, компетентностный подход и вот это вот всё.

Во втором случае, дети с самого начала постепенно привыкают к тому, что знания - это не набор фактов, а прежде всего их систематизация. И потом эта система, постепенно формирующуюся в мозгу, понемногу укрепляется всё новыми фрагментами информации, вкладывающейся в уже подготовленные для неё ячейки. А главное, даже не в самой системе, а в навыке ума работать системно и с системами.

То есть, школа на самом деле нужна не для того, чтобы дать детям некий набор знаний, а для того, чтобы научить их думать.

Простейший пример - математика: можно учить наизусть формулы и набивать руку на стандартных задачах, решая их, по сути, перебором, не вникая в суть: пробуем эту формулу - не подходит, пробуем эту - о, вроде подошла!

А можно научить выводить формулы самостоятельно, дать понимание, что это - не некая магия, а просто вот всё логично и понятно устроено.

И если у человека есть привычка работать с информацией системно - то ему сравнительно легко освоить даже совершенно новую область знаний и/или деятельности.

Это, так сказать, «азбучный» подход: вот - буквы, из букв - получаются слова, из слов - предложения, из предложений - осмысленные тексты и т.д.
И противоположность «азбучному» − «иероглифический» подход, когда нужно выучить огромное количество иероглифов.

Или вот десять цифр - и с их помощью можно записать любое число. А если число слишком большое, или наоборот, слишком маленькое, то и его можно легко записать с помощью нескольких хитростей (десятичные дроби, степени, отрицательные числа).
В противоположность этому, римская система куда более громоздка и крайне плохо масштабируема.

Отсюда: https://sanchos-f.livejournal.com/236754.html

Reply

antalismantiss March 24 2021, 12:23:04 UTC
Кстати, физиологически примерно так и происходит. Мозг действует благодаря сети нейронов, от связей между которыми зависят восприятие и обработка информации.

С одной деталью. Изначально сеть куда более густая. Связей между нейронами много. А потом эти связи при неиспользовании разрушаются. Сеть естественным путем становится все более редкой, а человек соответственно все меньше способен к восприятию новой информации. Это не значит, что ребенок является гением в сравнении с взрослым - новую информацию ребенку воспринять куда легче, а обработать сложнее, поскольку нет привычного русла связей, проверено пригодных для обработки.
Воспрепятствовать процессу деградации сети можно только постоянным задействованием нейронов, т.е. постоянным обучением. Важно, что не только получением информации, а именно обучением. Т.е. эта информация должна каким-то образом обрабатываться, чтобы активизировать разные связи между нейронами.

Reply

cosmicstarcat March 25 2021, 06:19:09 UTC
Оригинальная арабская система тоже крайне хренова масштабировалось . Ее оптимизировали в испании, по сути переводя тексты арабских астрономов где уравнения были записаны словами.

Reply

generator_slov March 24 2021, 13:47:04 UTC
Подпишусь под каждым словом.
Можно завалить человека фактами, но без правильной их интерпретации пользы не будет.
Думать всё равно надо.
"Начитанный человек подобен ослу, нагруженому книгами"©

Невозможно дать человеку понимание, его каждый должен выработать сам.
"Знание некоторых принципов освобождает от необходимости знания многих фактов"©

На эту тему рассказывают анекдот:
Преподаватель разложил на столе большую банку, крупные камни, мелкие камушки и пакет с песком. Попросил студента заполнить этим банку.
Студент засыпал в банку песок, сверху накидал камушки, а большие камни не поместились.

Преподаватель положил в банку большие камни, межу ними поместил камушки, и засыпал песок, чтобы он проник во все пустоты. Всё поместилось.

И тогда преподаватель сказал: "Крупные камни - это Законы Природы, мелкие камушки - это отдельные закономерности, принципы и правила, а песок - это остальные события и факты.
Если вы будете правильно укладывать информацию в голове, у вас каждый факт сам найдёт своё место.

Reply


Leave a comment

Up