Про снобов, чайные пакетики и идентичность

Feb 11, 2021 19:56


Некоторое время назад по блогосфере прокатился флешмоб: "Не сноб ли я?" Точнее сказать, вначале он захватил ФБ, а затем уже и  ЖЖ . (Про другие платформы сказать ничего не могу.) На первое время это забавляло, поскольку этот самый тест о "снобизме" я читал еще лет шесть-семь назад. (Тогда запомнился вопрос о том, "умеете ли вы готовить соус "песто"? Благодаря чему я узнал о существовании данного соуса.)

Впрочем, как показали поиски в том же ЖЖ, впервые этот  опрос появился еще в 2011 году, причем, и это не окончательный результат. Поскольку встречаются мнения, что изначально это было запущено в связи с выходом соответствующего журнала - а случилось это аж в 2008 году. Собственно, именно отсюда проистекают и очевидные анахронизмы теста - например, вопрос о том, покупаете ли вы одежду на вещевых рынках? Напомню, что в 2008 это было актуально даже для столиц - в отличие от настоящего времени. (Вещевые рынки сейчас сохранились, однако исчезла разница между ними и торговыми центрами. И по цене, и по качеству.)

Да и вообще, часть вопросов сейчас вызывает чувство ностальгии. Поскольку фразы: "читаете ли вы глянец?", "читаете ли вы Newsweek, Эксперт или Коммерсант?" - звучат сейчас так же, как 10 лет назад звучала фраза "слушаете ли вы магнитофонные кассеты?" Впрочем, я уже писал, что сейчас продажи компакт-кассет переживают свой взлет, так почему же бумажной прессе не вернуться? Впрочем, пока до этого еще не дошло, хотя сторонники идеи об элитарности бумажных книг уже появились.

Однако если честно, то все это далеко вторично по сравнению с главным. А именно - с тем, что сама идея оценивать человека по тому, пьет ли он чай из пакетиков, пользуется ли устройствами "Apple" или имеет ли ковер на стене, в общем, по тому, как он потребляет, выглядит довольно странно. Ну, в самом деле, какая разница окружающим от этого? Что, человек с заварочным чайником лучше - или хуже - того, кто с пакетиком? Или потребление воды без газа или с газом может оказаться критичным в плане общения с данным субъектом? (Разумеется, составители вопросника подразумевали, что да! Дескать, пьющий воду без газа заботится о своем здоровье. Однако к реальности это не имеет никакого отношения.)

Конечно, тут можно сказать, что человек, знающий пять рецептов алкогольных коктейлей или умеющий готовить соус "песто" более образован, нежели тот, кто пьет пиво и использует слово "кушать". Но это не так: в действительности данные вопросы лишь показывают направление увлечений человека. (Впрочем, даже увлекающиеся кулинарией люди могут не знать этого самого "песто". Например, называя его "зеленым соусом".) Поэтому сама идея оценки окружающих - или самих себя - по указанным качествам крайне странна.

Ну, и самое главное: при кажущейся ничтожности данный вопрос - т.е., идентификация/самоидентификация человека по отношению к использованию им чайного пакетика - в действительности означает очень серьезную проблему. В том смысле, что построение идентичности на основе потребления, само по себе, выглядит очень странно: на самом деле очевидно, что важно не то, как и что человек есть и пьет, а то, что он приносит в общества, как он изменяет мир и жизнь других людей. То есть, его профессиональная и/или социальная роль.

Однако как раз с ней в нашем мире существуют очень серьезные проблемы. В том смысле, что, во-первых, многие социально-ценные профессии катастрофически недооценены - прежде всего, это касается учителей, воспитателей детских садов и нянечек, а так же младшего медицинского персонала. (В том смысле, что врачей еще хоть как-то ценят, но к тем же медсестрам и санитарам относятся, как к представителям низших слоев.) Ну, а во-вторых, часто человек, находясь на неплохом и, в целом, оцениваемом хорошо месте, оказывается в конечном итоге, социально ненужным. (Т.е., он понимает, что занимается фигней и получает за это деньги.)

В подобной ситуации профессионально-социальная идентификация оказывается невозможной. И приходится "привязываться" к чайному пакетику. Разумеется, если есть хобби, то лучше использовать его: так появляются пресловутые "ролевики", "реконструкторы", "геймеры", "хакеры" - впрочем, последние уже вымирающий "вид" - "фитоняшки", и т.д. Ну, а если его - т.е., ярко выраженного увлечения - нет, то на первый план выходит неиспользование чайного пакетика, нееда в Макдональдсе и использование девайсов Apple.

Такие вот выходят серьезные выводы из несерьезного - на первый взгляд - "опроса"...

постсоветизм, потребление, общество, блогосфера

Previous post Next post
Up