Leave a comment

Comments 56

red_w1ne July 13 2014, 13:24:22 UTC
Очень интересно.

Reply


blau_kraehe July 13 2014, 14:02:21 UTC
Да, очень верно подмечено это различие между педагогикой у С. и Е ( ... )

Reply

anlazz July 13 2014, 16:39:25 UTC
Да, у Ефремова немного сказано о воспитании и школах. Правда, есть еще любопытные вещи - например, на Тормансе тоже общественное воспитание! То есть, это -необходимое (раз оно есть в "Туманности"), но недостаточное условие формирования коммунистической личности.

Reply

damert April 18 2019, 12:11:00 UTC
мне кажется Ефремов взял концепцию Циолковского о педагогике

Reply


alex_dragon July 13 2014, 14:19:13 UTC
Вы, пожалуй, глубже всех копнули в суть различий между Поднем и Туманностью.

Reply

leon_rumata August 25 2014, 10:53:19 UTC
Автор - умница и хороший аналитик, кроме того, что мой товарищ.
Но суть в том, что "различия между Поднем и Туманностью" только кажущиеся.
Это два взгляда на одну единую модель будущего, на коммунизм. Принципиальных различий нет вообще. Два Мира могут читаться и рассматриваться как один, единый Мир коммунизма, ни в чем принципиально не противореча друг другу.
Эти миры разнесены во времени на расстоянии порядка 1000 лет, естественно, они не могут быть идентичны.
Кроме того, в книгах этих авторов, будущее описывается как бы от лица разных типов персонажей: если у ИАЕ - от лица взрослого, даже немолодого, опытного человека, то у АБС - изложение идет от лица юноши, молодого человека, более восторженного и менее умудренного.
Ну и последнее по очереди, но не по значению: их книги и миры рассчитаны на разные аудитории: на подростков и молодежь у АБС, и на более старших читателей у ИАЕ.

Говоря совсем коротко: Мир Полдня - это лайт-версия Мира Туманности.

Reply


szlachtiz July 13 2014, 16:02:35 UTC
Спасибо!
С Вашего позволения утащу к себе.

Reply


leon_rumata July 13 2014, 16:14:07 UTC
Великолепная работа ( ... )

Reply

anlazz July 13 2014, 20:10:43 UTC
Нет, я не считаю братьев Стругацких антикоммунистами (возможно, кроме Бориса Натановича в последние годы жизни). Более того, к коммунизму от антикоммунизма я пришел благодаря книгам братьев. Речь идет не об антикоммунизме, пусть даже скрытом - а о том, что Стругацкие не смогли найти ответ на то, как будет построен коммунизм. Что станет тем механизмом, что превратит мещан в коммунаров. Коммунизм Стругацких «этический» - это мир «добрых людей», которые вдруг, по какой-то причине, стали сильнее «злых». Ефремов же выводил коммунизм не из этики, а из диалектической модели развития цивилизации, и поэтому, например, для него не стали поводом для шока сталинские репрессии - при том, что он относился к ним весьма однозначно ( ... )

Reply

leon_rumata July 13 2014, 20:24:14 UTC
"...к коммунизму от антикоммунизма я пришел благодаря книгам братьев."
??? О, это мне очень интересно!
Хотелось бы узнать эту историю, если можно.

Reply

leon_rumata July 13 2014, 20:39:58 UTC
"....Стругацкие не смогли найти ответ на то, как будет построен коммунизм. Что станет тем механизмом, что превратит мещан в коммунаров..."

К сожалению, в этом Ефремов не превзошел Стругацких.
Если бы он "нашел ответ на то, как будет построен коммунизм", то марксизм следовало бы уже переименовать в ефремизм, или иванизм:))

Когда я увлекся ИАЕ по-серьезному, то в первую очередь стал искать ответ именно на этот вопрос в его книгах, в которых, кажется, есть ответы почти на все вопросы бытия.
И что же? Ответ один: была страшная мировая война, очевидно, ядерная, которая, видимо, смела весь старый (то есть современный нам) миропорядок, но все же не превратила Землю в безжизненную пустыню.
После чего выжившее человечество начало возрождение уже на рельсах социализма, держа курс на коммунизм. Как-то так. Без подробностей. Увы.

Reply


Leave a comment

Up