Итоги года. Лузеры и винеры среди государств 2

Dec 30, 2020 12:00

Итак, в прошлом посте было рассмотрено государство-победитель этого года. В этом же будет показано государство-неудачник. Правда, стоит сказать, что поиск «главного лузера» в 2020 - дело гораздо более сложное, нежели поиск «винера». Поскольку реально выигравших тут - единицы, а вот проигравшими можно считать практически всех. Начиная с Соединенных Штатов и заканчивая Украиной. Тем не менее, есть в этой плотной толпе «лузеров» одна страна, которая может рассматриваться, как «суперлузер». Т.е., не просто как государство, ухудшившее свое положение - но сделавшее это с невероятной «помпой», с треском и шумом на весь мир.


Разумеется, это Армения. В том смысле, что 2020 года предоставил нам не только пример того, как из, в общем-то, банального респираторного заболевания устроить мировую катастрофу с миллионами погибших, но и показал, как можно слить практически полностью независимость своей страны. Причем, последнее не преувеличение: по сути, Армения в этом году оказалась свободной только потому, что она - как тот неуловимый Джо - мало кому нужна в этом мире. А отнюдь не потому, что имеет возможность сопротивляться внешним врагам.

Но пойдем по порядку. И, прежде всего, отметим, что данное государство - как и подавляющее число «постсоветских образований» - с самого начала обладало достаточно специфическим представлением о суверенитете. В том смысле, что получив независимость в руки безо всякой борьбы: все решения о ликвидации СССР принимались в Москве и москвичами. Поэтому реально Армения не нуждалась в особой необходимости защиты собственного существования. Считая, что это определяется то ли «исторической особенностью», то ли «международным сообществом». При этом советский период существования государства - когда, собственно, и был сформирован «армянский народ», «армянская культура», а главное, «армянская экономика» - разумеется, отбрасывался. И на место него ставился исключительно мифологическая «армянская история», имеющая к настоящей Армении то же отношение, что и история античной Эллады к современной Греции. (Т.е., никакое.)

* * *
Впрочем, то же самое можно сказать про любое из постсоветских государства, за исключением РФ. (И то - исключении весьма условном.) Тем не менее, у Армении было одно важное отличие: а именно, помимо этой самой, буквальным образом, «упавшей и неба» независимости, ее характеризовала и активная международная поддержка со стороны армянской диаспоры. Которая (диаспора), во-первых, своей численностью превышает число армян, как таковых: в диаспору входит порядка 14-15 млн. человек при населении самой Армении в 3 млн. человек. (Причем, это именно диаспора -т.е., лица, ассоциирующие себя, как «армяне», а не просто имеющие «армянские корни».) А, во-вторых, включает в себя многих богатых или медийно известных лиц.

На этом фоне неудивительно, что после создания «армянского национального государства» его блестящее существование стало казаться неизбежным. (По крайней мере, самим армянам.) А уж после завершения Карабахского конфликта - в результате которого Армения сумела установить полный контроль над Нагорно-Карабахской автономной области, формально находившейся в составе Азербайджана - эта самоуверенность взлетела до небес. В том смысле, что было решено, что, во-первых, страна обладает наиболее боеспособными вооруженными силами в своем регионе. (Кои имеют все - начиная с боевого духа и заканчивая современным вооружением.) Во-вторых, что наличествующая международная поддержка со стороны диаспоры позволяет с легкостью решать любые возникающие вопросы. Ну, и в третьих, что в самом крайнем случае можно будет использовать Россию, как государство, где армяне традиционно (т.е. с 1980 годов) занимают ведущие места.

В результате чего за более, чем четверть века, прошедших с завершения Карабахского конфликта - а точнее, с его «замирения» на благоприятных для Армении условиях - руководители и жители указанного государства были уверены в том, что полученный статус будет сохраняться вечно.В том смысле, что провозглашенная после армянской оккупации Нагорно-Карабахская Республика будет существовать достаточно долго. А возможно - даже будет присоединена к самой Армении. Правда, при это последняя так и не решилась признать последнюю, но это казалось неважным. Поскольку наличие мощной «диаспорной поддержки» выглядело достаточным для того, чтобы гарантировать положение данной территории. Поэтому в республику активно вкладывались деньги: НКР до этого года могла продемонстрировать уникальную для подобных территорий экономическую ситуацию, когда ее ВВП на душу было сравнимым с ВВП на душу самой Армении. (На самом деле даже выше: 4779$ в 2019 году при «армянских» 4530$.)

* * *
И вдруг все рухнуло в пропасть. Поскольку очередной раунд «вооруженных столкновений» в данном регионе «совершенно неожиданно» перешел в войну. В том смысле, что в 27 сентября 2020 года Азербайджан приступил к реализации «контрнаступательной операции «Железный кулак», начатой, якобы, в ответ на обстрел армянской стороной азербайджанских населенных пунктов. Разумеется, в данном посте нет смысла подробно разбирать случившееся, равно как и рассматривать весь ход последующих военных действий. Поскольку, по большому счету, все это не столь важно по сравнению с самым главным. А именно: с тем, что данная война показала катастрофическую неготовность Армении к подобному развитию ситуации.

Причем, речь стоит вести не только о войсках НКР, которые - вроде бы - должны были быть готовы к возобновлению конфликта. (Еще раз: полноценного мира подписано не было, боевые действия были лишь заморожены, и могли начаться в любой момент. Да, собственно, и начинались периодически.) Но и о военных самой Армении, которые активно участвовали в конфликте. (Как уже было сказано, именно оккупация НКАО изначально и стала его причиной.) Однако и те, и другие показали вопиющую неспособность к сколь-либо сложной организации. Видимо, до армян так и не дошло, что современная война - есть, прежде всего, логистика и организация снабжения. (Современная - это со второй половины XIX столетия.)

Впрочем, вообще вдруг оказалась, что понятие «организация» для армянских военных есть вещь весьма абстрактная, поэтому само ведение боевых действий приняло какой-то абсурдный вид: на боевые позиции выдвигались люди и техника, которые благополучно уничтожались азербайджанцами. Разумеется, ни о каких инженерных заграждениях, оборудовании позиций и даже маскировке речи не шло - хотя, как уже говорилось, за четверть века в НКР можно было бы соорудить что-то подобное «линии Мажино». Итогом данного действа стал практически полный разгром: были уничтожены 287 танков + 79 танков захвачено Азербайджаном; уничтожено 69 + захвачено 47 боевых машин пехоты, уничтожены 315 (!), захвачено 37 пушек различного калибра; уничтожены 63 миномета, 97 установок «Град», 2 установки РСЗО «Ураган», один огнемёт «ТОС», 2 оперативно-тактических ракетных комплекса «Эльбрус», один тактический ракетный комплекс «Точка-У», 40 ЗРК «Оса», пять ЗРК «Тор», четыре ЗРК «Куб», один «Круг», 14 ЗРК «Застава», семь ЗРК С-300, 2 С-125, 4 «Смерч», 1 радиолокационная станция «Оборона», 1 радиолокационная станция «Небо-М», 5 самолётов Су-25, уничтожены 28 САУ «Акация» и «Гвоздика» противника, 5 захвачено в качестве военных трофеев, уничтожено 252 грузовика, 270 взяты в качестве военных трофеев. (Из Вики.)

На этом фоне возникло ощущение, что азербайджанская армия обладает каким-то «абсолютным оружием»: скажем, на эту роль стали выдвигаться пресловутые «беспилотники». (И до сегодняшнего дня находятся люди, верящие в это. Данный факт еще "аукнется" в ближайшее время.) Однако в действительности основную роль в разгроме армян сыграли - как уже говорилось - сами армяне, неожиданно оказавшиеся перед необходимостью «реально воевать» и понявшие, что не умеют этого делать. (А точнее - еще не понявшие, но сути данный момент не меняет.) Собственно, об этом говорит и тот факт, что Азербайджан неожиданно легко согласился на перемирие, причем, при довольно щадящих для армян условиях. (В том смысле, что он мог фактически взять не только Степанокерт, но и Ереван.) Дело в том, что азербайджанцы не могли не видеть, что эта победа буквальным образом упала к ним в руки из-за действий противника. (Возможно, причина тут в том, что данная страна имеет редкий на постсоветском пространстве опыт поражения - как уже говорилось, НКР образовалась из азербайджанской НКАО, оккупированной Арменией.) И что столкнувшись с реально боеспособным противником, азербайджанская армия может оказаться в положении армии карабахской.

* * *
В любом случае, данная война прекрасно показала три вещи. Во-первых, это то, что любая «международная поддержка» в современном мире есть миф, не имеющий никакого значения, кроме пропагандистского. (Несмотря на вторую - после евреев - диаспору, армяне не смогли конвертировать это в военную силу.) Во-вторых - что любая армия есть, прежде всего, организационная структура, а не совокупность техники и людей. Поэтому - при отсутствии желания заниматься ее организацией - любая масса танков, пушек и солдат может быть с легкостью уничтожена. Ну, а в-третьих - то, что государство, не желающее заниматься «в организацию», оказывается чистой игрушкой в руках тех, кто это хоть как-то делает. Несмотря на всю свою «мягкую силу» в виде «истории, идущей от государства Урарту», образ «древнейшей христианской державы» и контроля над большей частью рынков Москвы. Поскольку вдруг оказалось, что все армянские миллионеры и воры в законе не стоят одного грамотного военного организатора. (Наверное, тут не надо говорить, что «постсоветские генералы» есть кто угодно, но только не спецы по организации и управлению.)

Забавно, но отсюда можно сказать, что эта война буквальным образом «смела в мусорную корзину» все основания «постсоветизма». Т.е., само существования постсоветских государств, возникших исключительно по мановению руки в Москве, но при этом уверившихся в то, что обрели свою независимость путем долгой борьбы. (И поэтому неспособных к каким-либо серьезным действиям в ее защиту.) Но понятно, что об этом надо говорить отдельно. Тут же можно только еще раз указать на то, что данное событие, фактически, подвело итог под сами существованием Армении, как страны. Т.е., как дееспособной организационной структурой, необходимой для решения базовых задач выживания своего населения.

постсоветизм, 2020 год, Армения, теория инферно, война, итоги года

Previous post Next post
Up