Фахверк и главная задача архитектуры

Dec 08, 2020 17:38



Наверное, все пользователи ЖЖ знают блогера
nemihail - хотя бы потому, что он постоянно висит в верхних строках Главной страницы. А если кто знает (т.е., большинство), то знают и то, что этот блогер в последнее время увлекся технологией домостроения под названием "фахверк". Разумеется, это не тот фахверк, что знаком нам по европейской истории, и который является фактическим воплощением поговорки: "строит из говна и палок". (Поскольку каркас данных строений мог заполняться, в том числе, и глиной с добавлением навоза.) Это современная его вариация - где вместо глины с понятно чем используются стеклопакеты, а сами строения выполняются с претензией на архитектурный стиль. (Хотя, если честно, суть от этого меняется мало - но об этом ниже.)

Впрочем, если кто хочет узнать подробнее про современные "фахверки", то пусть обращается к указанному автору. Поскольку последний действительно строит себе подобный дом, так что то его чтение позволяет узнать про данную технологию много интересного. Например - то, что она достаточно дорогая: фахверковый дом в 150-200 кв.м. обойдется где-то от 15 до 20 млн. рублей.

Еще раз: этот самый гибрид теплицы и автобусной остановки будет стоить по цене неплохого кирпичного коттеджа подобной площади. (На самом деле указанная стоимость не предел - тот Немиров приводит ссылку на продажу дома площадью в 152 кв. метра за 41 млн. рублей. Но там - как указывает данный автор - престижный участок.)

Причин тут несколько, но, прежде всего, то, что видимая "простота" данного типа жилья - ложная. В том смысле, что из-за большой площади остекления к подобным конструкциям применяются очень жесткие требования по устойчивости: стоит ей чуть "скособочиться", и все, считай, стеклопакеты треснули. Отсюда - и необходимость солидного фундамента, и высококачественного дерева, и грамотного - очень грамотного - исполнения конструкции. (Разумеется, не все строители так делают - у Немирова есть целая серия постов про это. Но сути данный момент не меняет.)

Что же пользователь получает взамен? А, по сути, ничего - если не брать скрытых эксгибиционистов, для коих проживание в подобном "аквариуме" является высшим кайфом. Поскольку с теплоизоляцией тут не сказать, чтобы особо здорово. (Хотя, понятно, что для человека, способного выложить 20 млн. рублей за 200 кв. метров это является ограничением.) Прочность так же где-то около нуля - понятно, что стекло закаленное, но все же не настолько, чтобы выдерживать нагрузку, сравнимую с кирпичной стеной. Мебель так просто не расставишь, да и вообще, быт превращается в некое подобие передачи "За стеклом". Если только виды в окошко хорошие. Но где в массовом количестве эти виды брать? И это не говоря уж о том, что любой, самый что ни на есть шикарный пейзаж надоесть за пару месяцев.

Однако есть тут и одно достоинство. Которое состоит в том, что, видя подобный дом, сразу понимаешь: человек, построивший его, имеет деньги на "шик". На то, чтобы продемонстрировать свой исключительный вкус и способность не идти на поводу окружающих. Разумеется, подобное значение имеет любой "дизайнерский дом": видя какое-нибудь кубическое строение в стиле "баухауса" или моего любимого Ле Корбюзье, сразу понимаешь, что владельцы его брали вовсе не в ипотеку, экономя последний рубль.

Но Ле Корбюзье или Баухаус, в общем-то, опасны тем, что недалекий человек может спутать их с советским функционализмом 1960 годов - сиречь, с "хрущевским стилем". Или с "брежневско-горбачевским брутализмом" - которые не только не возвеличивают, но тупо принижают каждую свободомыслящую личность. (Даже если она не может отличить пилон от пилястра.) А вот фахверк, напротив, отсылает к благословенной Европе, которую эти самые личности считают Земным Раем. (Даже, если, только и называют ее "Гейропа", страдая от засилья геев в своем Благословенном Валиноре.)

То есть, если в плане "физического удобства" фахверковые дома находятся довольно низко: это неоправданно дорогое и требующее дорогостоящего содержания - на отопление, на создание привлекательной территории, на отдаленность от соседей и т.д. - жилье, то в "имиджевом плане" это настоящий клондайк. Практически полный аналог "цыганского шика" образца 1995 года. Который сейчас презирается даже Варламовым, а в то время смотрелся, как настоящий прорыв в деле борьбы с "совковой серостью". И поэтому данная технология будет и дальше применяться, захватывая все больше участников.

И одновременно выступая прекрасной иллюстрацией того, чем же является "современная архитектура". Впрочем, как уже не раз говорилось, указанное качество являлось главной архитектурной ценностью в течение тысяч лет - за исключением советского периода. (И да: архитектуры в данном случае - это то, что проектируется. Понятно, что курная изба, землянка или иная хижина, а равно - и строения в фавелах и трущобах архитектурой считать невозможно.)

прикладная мифология, блогосфера, классовое общество, архитектура, текущее

Previous post Next post
Up