Прочитал, что в РФ скоро должен состояться
первый полет нового турбовинтового самолета Ил-114. Планируемого - как заявляют чиновники - на смену Ан-24. «Первый самолет находится сейчас уже на аэродроме и готовится к первому вылету, это произойдет буквально в ближайшие дни. Находится в завершении производства уже второй самолет. Те сроки, которые были обозначены: мы вписываемся в них. С 2023 года мы рассчитываем на первые поставки в российские авиакомпании» - заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Разумеется, за это событие можно было бы только порадоваться: ведь последний АН-24 был выпущен еще… в 1979 году. Поэтому вполне логичным было бы подыскать ему замену. Тем более, что Ил-114, действительно, неплохая машина - да еще и разрабатывавшаяся именно с указанной целью. Вот только смущает одно: разработка этой машины началась еще в… первой половине 1980 годов. А уже к концу десятилетия самолет был полностью готов: первый полет был совершен 29 марта 1990 года.
Еще раз: это случилось тридцать лет назад, после чего можно было бы говорить о начале массового производства. Однако вместо этого случились известные пертурбации с «обретением свободы» и «переходу на столбовую дорогу цивилизации». На которой, как известно, самолеты не нужны - там вообще ничего не нужно, поскольку все необходимое можно купить в магазине. (Правда -как неожиданно оказалось, для покупок нужны деньги. Но это уже иной разговор.) В любом случае, производство «нового Ила» шло ни шатко ни валко в течение примерно двадцати лет на Ташкентском авиазаводе. Где под благодатным «солнцем национального освобождения» сумели произвести аж 17 машин!
Ну, а когда это самое «солнце» окончательно добило возможности выпуска подобной продукции в столице Узбекистана, то Ил-114 решили начать собирать уже в РФ. Где «национальная свобода», видимо, ниже, поэтому авиастроение еще хоть как-то держится. А том смысле, что июле 2014 года Президент России В. Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос организации серийного производства самолёта Ил-114 в России. И вот мы получили первый отрыв от полосы нового самолета. Самолета, который уже летал, и, более того, уже собирался «серийно». (Только серия была мелкой-мелкой!) На что ушло - как не трудно посчитать - всего шесть лет. Шесть лет ушло на то, чтобы собрать давно уже сконструированную и отработанную машину - которая даже продавалась (аж 17 раз) - и совершить… отрыв от полосы. То есть, вернуться к тому состоянию, в котором она находилась 30 лет назад. (В надежде к 2023 году выйти на серийный выпуск.)
Для того, чтобы понять: что же тут не так, можно вспомнить про уже помянутый Ан-24. Тот самый, который после 2023 должен быть заменен на новый самолет. И указать на то, что для прохождения указанного цикла ему понадобилось всего… четыре года. В том смысле, что проектирование данной машины началось в 1958 году, а уже в 1962 она была запущена в серийное производство. И То есть, на это дело ушло 4 (четыре) года. Вместо 40 лет, которые, судя по всему, придется выдержать Ил-114. (Если считать с начала разработки.) Еще раз: шестьдесят лет назад, в условиях отсутствия компьютерного моделирования и очевидного дефицита квалифицированных кадров, на разработку самолета с нуля было затрачено в десять (!) раз меньше времени нежели сейчас. (О том, что тогда это был не единственный разрабатываемый самолет, можно даже не упоминать.)
Как говориться: и где прогресс? Впрочем, понятно где…
P.S. И да: для того, чтобы не думалось о том, что проблемы наблюдаются только в нашей многострадальной стране, надо сразу сказать, что это - интернациональная проблема. В том смысле, что, например, тот же Боинг свой «первый» 373 разработал за 3 года - с 1964 по 1965. (И это тогда казалось «медленно» относительно конкурентов.) А последний - недоброй памяти 737 МАХ, который являет собой наспех сделанную модернизацию предыдущей модели -сделали за 5 лет. И это выглядело «более, чем быстро» - что, собственно, очень плохо сказалась на будущей судьбе данном модели. Да и Боинга в целом.