День рождения Пророка…

Nov 29, 2020 11:41


Вчера исполнилось 200 лет одному из выдающихся людей истории - Фридриху Энгельсу. Одному из основоположников марксизма, автору множества до сих пор актуальных работ, выдающемуся организатору рабочего движения, а главное - одному из немногих реальных пророков этого мира. Пророков и в том смысле, что товарищ Фридрих действительно вел за собой огромные массы людей. И в том, что он действительно смог предсказать будущее. Причем, не «задним числом», как это обычно бывает - когда уже после случившихся событий «вытаскивают» сказанное кем-то случайно совпавшее «предвидение». А открыто, явно и совершенно не скрывая источники своих предсказаний.

Ну да, речь идет о знаменитом: «... Для Пруссии - Германии невозможна уже теперь никакая иная война, кроме всемирной войны. И это была бы всемирная война невиданного раньше размера, невиданной силы. От восьми до десяти миллионов солдат будут душить друг друга и объедать при этом всю Европу до такой степени дочиста, как никогда еще не объедали тучи саранчи. Опустошение, причиненное Тридцатилетней войной, - сжатое на протяжении трех-четырех лет и распространенное на весь континент, голод, эпидемии, всеобщее одичание как войск, так и народных масс, вызванное острой нуждой, безнадежная путаница нашего искусственного механизма в торговле, промышленности и кредите; все это кончается всеобщим банкротством; крах старых государств и их рутинной государственной мудрости, - крах такой, что короны дюжинами валяются по мостовым и не находится никого, чтобы поднимать эти короны; абсолютная невозможность предусмотреть, как это все кончится и кто выйдет победителем из борьбы; только один результат абсолютно несомненен: всеобщее истощение и создание условий для окончательной победы рабочего класса…
»

Напомню, что написано это было в 1887 году, в предисловии к брошюре Сигизмунда Боркхейма «На память немецким ура-патриотам 1806-1807 годов». Еще не были созданы будущие «стороны», которые во время Первой Мировой войны поделят, фактически, мир пополам. (Та же Антанта сформировалась лишь в 1904-1907 году.) Еще не разработан «план Шлиффена». Еще не созданы те кошмарные орудия убийства - вроде гигантских пушек, отравляющих газов, аэропланов и т.д., и даже пулеметы - которые в будущей войне превратят 17 миллионов человек в «удобрение для вражеских полей». Еще воинские мундиры блистают всеми цветами радуги - переход на защитный цвет начнется только в 1890 годах. Еще кажется, что войны навсегда оставили Европу, и происходят теперь либо в колониях - где одни туземцы (пуская и под эгидами европейских держав) «гоняют» других, либо - на «периферии», вроде Балкан. (Где, в общем-то, происходит что-то подобное указанному выше.) В общем, мир еще спит, и даже не мечтает о Большой войне.

Но мудрый Фридрих уже прекрасно видит ее зачатки в мирной, на первый взгляд, жизни. Он беспристрастным взглядом исследователя выделяет признаки смертельной болезни, и открыто заявляет тем, кто пестует и тщательно вынашивает ее: «Такова перспектива, если доведенная до крайности система взаимной конкуренции в военных вооружениях принесет, наконец, свои неизбежные плоды. Вот куда, господа короли и государственные мужи, привела ваша мудрость старую Европу. И если вам ничего больше не остается, как открыть последний великий военный танец, - мы не заплачем…»
Да, именно так: если благородная аристократия вместе с государственными деятелями открыто ведет человечество к смерти, то не стоит плакать над их несчастной судьбой. Они сами выбрали ее для себя! И короны, катящиеся по мостовой - причем, порой с головами их владельцев - вряд ли могут выступать хоть каким-то искуплением сделанному ими. Так что, до свиданья, старая Европа!

И здравствуй, новый Мир! Кстати, тут сразу же стоит сказать, что Энгельс предсказал не только Мировую войну, но и ее результат в виде Великой Социалистической Революции. «Пусть война даже отбросит, может быть, нас на время на задний план, пусть отнимет у нас некоторые уже завоеванные позиции. Но если вы разнуздаете силы, с которыми вам потом уже не под силу будет справиться, то, как бы там дела ни пошли, в конце трагедии вы будете развалиной, и победа пролетариата будет либо уже завоевана, либо все ж таки (doch) неизбежна…»
Да, именно неизбежна, несмотря на все старания властителей мира избежать этого. Тут не поможет даже «законы военного времени» с расстрелом, как средством борьбы с любыми революционными действиями. Поскольку в ходе войны властители вынуждены будут сами, своими собственными руками, «разнуздать силы», которые впоследствии уничтожат их.

В том смысле, что они будут просто обязаны взять - и вооружить огромные народные массы, дать в руки рабочих и крестьян винтовки и пулеметы, а так же обучить их всем этим пользоваться. Более того - властители, подгоняемые стремлением к включению этих масс в военные действия, просто обязаны будут уничтожить все те «тормоза», сдерживающие эти массы в подчинении. А именно: огромную систему навязанных «высшими» норм и правил, начиная с религиозных истин и заканчивая нормами гражданского поведения. Разумеется, они - хозяева - будут уверены в том, что все это заменит патриотизм и одновременно - страх перед расстрелом. Но эта уверенность ошибочна, поскольку само нахождение человека на грани жизни и смерти резко снижает эффективность данных механизмов. Поскольку - как показано, например, у того же Ремарка - все «патриотические истины», а равно и страх перед наказанием, очень быстро уходят из жизни солдата, и он начинает существовать на уровне «простого выживания». И если при этом дать ему хоть на момент задуматься над причиной текущего положения…

В общем, как сказал другой великий мыслитель: «буржуазия сама принесет нам веревку…». В смысле - сама построит такую ситуацию, в которой ее власть окажется свергнутой восставшим народом. Как бы не странно звучало такое предположение из 1880 годов XIX столетия. Впрочем, обычно так и происходит: то, что кажется «железной истиной» - скажем, способность правящих классов удерживать свою власть - в действительности есть лишь иллюзия. Связанная с ошибочностью обыденного взгляда на мир. Взгляда, не способного видеть самые фундаментальные процессы бытия, которые открываются лишь тому, кто овладел диалектикой.

И единственное, что не смог, по сути, предсказать Энгельс - это, конечно, то, что указанная Революция начнется не в Германии, и вообще, не в Европе. А в далекой и холодной России. Но, понятное дело, обвинять в этом великого немца было бы слишком странно: он и так написал слишком много «реального будущего» для столь короткой заметки. (Коей было предисловие к брошюре.) Кроме того, если оставаться на уровне глобального рассмотрения истории, то можно сказать, что указанный факт мало что меняет: короны действительно покатились по мостовой, в том числе и в Европе, а рабочие, действительно, обрели неслыханное ранее влияние. Да и вообще, установка социал-демократических режимов во многих европейских странах с точки зрения человека конца XIX столетия по своей вероятности мало чем отличается от социалистической революции.

Так что не стоит «гнать» на основоположников из-за того, что они не смогли «открыть» весь марксизм от «А до Я». И что тут пришлось поработать еще тому же В.И. Ленину с его теорией «слабого звена». Поскольку, в любом случае, марксизм явился единственной теоретической системой в социальной динамике, которая смогла реально предсказать будущее. А точнее - вообще единственной теоретической системой, посвященной общественному развитию, способной на предсказания: все остальные «учения» традиционно «отстреливаются» пальцем в небо. (Еще раз отмечу: в приведенном примере важно не только то, что Энгельс предвидел Мировую войну, но и то, что он ясно указал, что ее итогом станет Социалистическая революция.)

Ну, а претензии в том, что ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин не смогли разработать детальную модель развития социалистического общества, вообще выглядят бредом сумасшедшего. Поскольку это так же смешно, как требовать от того же Эйнштейна, чтобы он «придумал всю физику»: ведь он же гений. (Впрочем, как не забавно это прозвучит - но и подобные субъекты встречаются.) Особенно на фоне жалкой беспомощности господствующих сейчас социальных и экономических «теорий», не способных предвидеть даже на год вперед! Впрочем, все это - уже совершенно иная тема…

Пока же можно только сказать, что с высоты своего величие Энгельс вместе с Марксом, посмеиваясь, смотрят на интеллектуальных карликов, пытающихся их отрицать. Но, в результате, отрицающих лишь самих себя - причем, очень скоро, это отрицание станет вполне физическим!

социодинамика, марксизм, футурология, исторический оптимизм, текущее, история

Previous post Next post
Up