Почему президенты верят гороскопам?

Nov 22, 2020 13:21


У Александра Панчина в посте, посвященным пресловутым «паранормальным явлениям», а точнее, их разоблачению, встретил интересную фразу. А именно: «вот для меня необъяснимым является наличие гороскопов в Российской газете, официальном печатном органе Правительства Российской Федерации» . Интересна она тем, что - как было сказано выше - в данном тексте автор как раз и занимается тем, что показывает, насколько широко в нашей жизни распространена уверенность в том, что «паранормальщина» существует. (А так же показывает источники появления данной уверенности.) Но при этом продолжает верить, что правительство-то от данной «заразы» может быть свободным.

Хотя вся история человечества свидетельствует как раз об обратном: о том, что именно во властных структурах всегда и везде была особая приверженность к «тайным знаниям». Причем, тут даже не надо вспоминать про Древний Египет или, к примеру, средневековую Италию - достаточно обратиться к недавнему периоду властвования «дорогого Бориса Николаевича». Который, помимо массированного уничтожения алкогольных напитков отличался еще и повышенной любовью к «неизведанному». Настолько, что принимал свои решения в соответствии с предсказаниями астрологов и привечал всех «свехчувствующих», начиная с Джуны. Да что там Джуна - при Ельцине «преподобный Сехо Асахара» вещал по государственному радио страны, и ничего.

Впрочем, «Аум Синрике» или, скажем, «церковь сайентологии» - коя так же в ельцинское правление лица выступала в каждой бочке затычкой - это, все же, скорее «признаки эпохи». Которая - как уже говорилось в соответствующем посте - наследовала позднесоветскому некритическому восприятию «тайных знаний». Благодаря чему в начале 1990 «постсоветская жизнь» представляла собой забавный «коктейль», в котором было густо перемешано практически все, начиная с «традиционных религий» самого разного образца (от католицизма до шиваизма) и заканчивая «белыми» и «черными» колдунами. (Которые, якобы, «переняли свои способности от последних волхвов» - очевидно, доживших со времен Владимира Святого.)

Причем, понятно, что «в девичестве» все эти «преподобные учителя» и «повелители тайных стихий» являли собой младших научных сотрудников или комсомольских инструкторов -последние наиболее часто встречались по очевидным причинам - которые, не зная «максимы Хаббарда», смогли успешно претворить ее в жизнь. (Напомню, что Хаббард говорил: «хочешь заработать миллион - создай свою религию!») И поэтому после завершения «охмурения плебса» они с радостью скидывали с себя все эти белые или черные одежды, подсчитывали  «бабки», и мчались на новых «тачках» в какое-нибудь казино. Где с радостью спускали все, что отдали им «страждущие» на бухло, игру и баб. (Впрочем, бывали редкие случаи, когда «гуру» оказывался верящим в то, что сам говорил. В таком случае указанную выше «операцию» выполняли его помощники.)

* * *
Так вот: стоит сказать, что - в отличие от данной «пены», которая постепенно сошла на нет -  приверженность «власть имущих» оккультному мировоззрению имеет более глубокие корни. В том смысле, что она (приверженность) - как уже говорилось - является одной из базовых характеристик «властителей», начиная с глубины веков. И никакие изменения «интеллектуальной конъюнктуры» над ней оказываются не властными. В том смысле, что «официально» властители могли исповедывать христианство (с его отрицанием всех «суеверий»), идеологию «Просвещения», быть прогрессистами, демократами и сторонниками освоения космоса - но «в глубине души», как правило, всегда остаются на стороне мистических ритуалов и пророческих предсказаний. Исключений тут немного: наверное, только советские руководители - от Ленина до раннего Брежнева - избегли данной заразы. Но это несколько иное - в том смысле, что данные лица полноценными «властителями» вряд ли могут быть названы. (О том, почему, надо говорить уже отдельно.)

Причина этого проста: дело в том, что для каждого представителя «высших этажей социальной иерархии» вероятность «исключительно рационального поведения» очень сильно ограничена. Поскольку уровень конкуренции тут не просто высок, а просто запределен, и значит, вероятность применения «лжи, как технологии» оказывается близкой к единице. То есть, говоря проще, поскольку «царедворец» лжет на порядок чаще, нежели говорить правду, поэтому делать на основании передаваемой им информации рациональные выводы - а уж тем более, принимать практические решения - смерти подобно. И на самом деле в условиях эскалации лжи гораздо более разумным было бы просто признать наличие «информационного вакуума», и действовать, исходя из чистой рандомизации: скажем, подбрасывая монету. (Вспоминается Айзек Айзимов и рассказ «Машина-победитель».)

Впрочем, понятно, что в действительности до такого решения вряд ли кто решился бы дойти: это противоречит самой природе интеллекта. (В том смысле, что он всегда ищет «осмысленные решения», даже при условии, что «неосмысленные» были бы лучше.) Поэтому вместо банальной монеты уже в глубокой древности были выработаны иные способы получения решений на основании чистой случайности. (Точнее, они были выработаны задолго до того, как появилась «теория вероятностей», и вытекающая отсюда идея «орла или решки».) А именно: «тот самый» оккультизм, который, по сути, представлял собой соотнесение предметов в совершенно произвольных и случайных соотношениях. Ну да: как связан размер печени жертвенных животных и вероятность победы на поле боя? Да совершенно никак! Однако этот самый «никак» в случае, когда полководцу сознательно подсовывают искаженные результаты - просто для того, чтобы сместить его в случае поражения (в той же римской истории примеров этого не счесть) - есть лучшее из того, что может быть. Впрочем, если учесть, что в реальной войне информация есть не всегда, и, в лучшем случае, запаздывает на порядок, то можно даже не «включать» фактор конкуренции. (И действовать «чисто» на основании предсказаний авгуров - хуже, по крайней мере, не будет.)

То есть, для «власть имущих» оккультизм выступает фильтром, который позволяет исключить однозначно деструктивные информационные потоки, заменив их чистым «белым шумом». И, тем самым, разорвать порочные кольца, приводящие к «эскалации лжи». Кстати, другой технологией подобного рода издавна было «использование дураков». В том смысле, что шут или иной дурак не только мог выступить единственно честным человеком в окружении короля - просто потому, что он был действительно слишком глуп для придворных интриг - но и позволял выступить указанным выше «рандомизатором», давая свои дурацкие советы. Впрочем, к величайшему сожалению, применять данный метод в современном мире практически невозможно: в том смысле, что институт «дурака при власти» является настолько контринтуитивным, что никакое «демократическое общество» принять его не сможет. (Хотя если посмотреть на то количество актеров и спортсменов, которые «проникают» в современные органы власти, то стоит сказать, что не все тут так однозначно.)

* * *
Что же касается оккультизма - или, точнее, «оккультизма» (поскольку последний, как уже было сказано, есть совершенно не то, за что себя выдает) - то данная технология, как уже говорилось, в демократическом обществе вполне работает. И работает вполне успешно - иначе она не смогла бы продержаться столь долго. Правда, тут сразу же стоит сказать, что эта «успешность» относится исключительно к властителям и их борьбой друг с другом за место под Солнцем. Поскольку к решениям, выходящим за рамки «кадрового вопроса» она применяется крайне редко. Так что можно расслабиться: в гороскопам, ясновидящим и прочим экстрасенсам вряд ли прибегают при разработке планов управления страной. Просто потому, что для властителей эта задача не является первостепенной по сравнению с необходимостью удержаться у власти или, напротив, пролезть как можно выше по иерархической пирамиде. (И вообще, пресловутая «страна» для них просто ресурс, который необходим для своего властвования, не более того.)

Поэтому - когда речь идет о «пенсионной реформе» или той же «оптимизации медицины» - стоит понимать, что происходит это не потому, что «астролог так нагадал». (И что как раз тут действует совершенно рациональная логика, прямо проистекающая из целей «лучших людей».) Однако, при этом стоит понимать, что указанная выше «зона иррациональности», неизбежно возникающая в условиях «эскалации лжи», все же имеет значительное воздействие на поведение «лучших». С соответствующим результатом. Впрочем, о последнем моменте надо вести речь уже отдельно.

Тут же, завершая вышесказанное, можно только еще раз отметить, что указанный эффект является прекрасной иллюстрацией того, почему же необходимо искать альтернативы конкурентно-иерархическим системам. Которые, мало того, что приводят к тому, что «властители» стягивают на себя все имеющиеся ресурсы, но еще и ведут к совершенно нерациональному их использованию.

1990 годы, постсоветизм, социодинамика, прикладная мифология, классовое общество, теория инферно

Previous post Next post
Up