На самом деле, главнейший - и чуть ли не единственно важный - вопрос в космических полетах, это вопрос: зачем? В том смысле, что необходимость подобного действа является не просто неочевидным, а очень и очень неочевидным. Ведь, в самом деле, космические полеты очень затратны. И финансово - ракеты стоят дорого. И организационно - они нуждаются во взаимодействии огромного числа производственных предприятий. А что они дают? На первом этапе - ничего. Сразу замечу, что после этого «первого этапа» наступает второй - в котором, например, становится возможной спутниковая связь, точное метеопрогнозирование (в пределах 3 дней) и GPS-навигация. То есть, в конечном итоге человечество, все равно, оказывается не просто в выигрыше - но в выигрыше значительном.
Однако до этого «второго этапа» надо еще дожить. А уж о возможности получения прибыли от более сложных пилотируемых полетов, а тем более, полетов межпланетных, речи пока быть не может. На этом фоне становится понятным, почему та же Америка «образца 1950 годов» даже при условии наличия системы государственной регуляции экономики - а точнее, именно при наличии системы государственной регуляции экономики - оказалась неспособной к открытию «космической эры». Несмотря на то, что, казалось бы, имела все необходимое для этого - начиная с доступного кредита и заканчивая фон Брауном с компанией. И первыми в космосе оказался СССР - несмотря на, казалось бы, на порядок более тяжелые условия. А американцам пришлось - вот ирония судьбы - бежать и догонять «русских Иванов», пытаясь повторить то, что сделали они.
Причем, делать это пришлось с колоссальными затратами, намного превышающими то, что потратили «Иваны»: скажем, на одну программу «Аполлон» США угрохали 35 млрд тогдашних долларов. (Притом, что атомный авианосец стоил 1 млрд. $.) А главное - они оказались вынужденными начать значительные изменения в той «гомеостатической» системе балансировки, которая была выстроена в начале-середине 1950 годов. (И которая - теоретически - дожна была дать США века доминирования.) В том смысле, что Штатам пришлось создавать самую мощную «производственную организацию» в свеой истории - NASA. (Выступавшую аналогом советских послевоенных «проектов».), изменять систему образования, сделав ее более ориентированной на естественные и точные науки, а так же - намного менее элитарной, нежели раньше. (Об этом надо говорить отдельно - тут же можно только напомнить, что сам феномен «хакерства», стоящий у основания современной компьютерной индустрии, вытекал именно из этого )
* * *
На этом фоне «мелочи» - вроде создания производства интегральных схем, открытие тефлона или запуск систем спутниковой навигации - можно даже не поминать. Поскольку и так понятно, что именно «спровоцированное Советами» освоение космоса придало «мировому прогрессу» очень серьезный толчок. Заставив «мир» - сиречь, Запад вообще, и США в частности - выйти из указанного выше состояния гомеостаза, в которое они попытались «залечь» после завершения Второй Мировой войны. (На самом деле таких толчков был несколько, но именно космический был наиболее ярким.) И, в конечном итоге, именно это и стало основанием того «технологического взрыва», которыми характеризовались «Золотые десятилетия». (Причем, технологии тут были не только производственные, но и социальные - вроде борьбы с расовой дискреминацией и равноправия женщин.)
И, наоборот, как только СССР вошел в состояние стагнации - этот момент условно можно отсчитывать с конца 1970 начала 1980 годов - как ввод новых (фундаментальных) технологий фактически прекратился. (И началась - до определенного момента - «обкатка старых» и выжимание из них последних капель.) Впрочем, о подобном моменте - то есть, о воздействии Советского Союза на «весь цивилизованный мир» - я уже неоднократно писал, поэтому останавливаться на этом (пока) не будут. А обращу внимание несколько на иное. На то, что - вне этого советского влияния - «собственное» планирование стран Запада даже в указанном периоде продолжало оставаться гомеостатичным. Что, например, очень хорошо выражено в работах т.н. «Римского клуба» - глобальной аналитической огранизации, занимающейся выработкой долговременных прогнозов и рекомендаций. (Капиталистическому миру, понятное дело.)
Напомню, что этот «клуб» был создан в 1968 году: времени, которое можно считать началом спадания «Советской тени» и, напротив, «нового выхода» на мировую арену правящих классов капиталистического мира
. (Как уже было сказано, этот процесс станет определяющим через десять лет.) Так вот: какими же были цели этого «клуба»? В смысле - какие же прогнозы были сделаны данной организацией и какие же из них последовали выводы? А очень простые: необходимость перехода к «устойчивому развитию». Сиречь - к тому самому гомеостазу, о котором говорилось в «Конце Вечности» Айзимова. Причиной этого было названо «исчерпание природных ресурсов», естественно вытекающее из «неомальтузианской» основы используемых в прогнознировании моделей.
И это при том, что последняя даже на конец 1960 годов выглядела довольно странно, поскольку, во-первых, в это время было уже понятным, что человечество ждет т.н. «демографический переход». (Т.е., резкое снижение рождаемости с одновременным ростом продолжительности жизни и резким же снижением смертности.) А, во-вторых, что развитие науки и техники позволяет на порядок увеличить производительностью труда, с соответствующим «обходом» мальтузианских ограничений. (Что, собственно, и продемонстрировал ХХ век.) Тем не менее, «лучшие умы Запада» - реально лучшие, поскольку «Римский клуб» привлекал к своей работе множество видных ученых - неизбежно пришли к той же самой идеи «ограничения человеческой деятельности», к которой приходили «классовые мыслители» начиная с самой глубокой древности. (Мальтус тут не исключение, а норма.)
* * *
Дело в том, что для «иной альтернативы», в любом случае, требовалось принятие довольно рискованных решений о начале внедрения новых технологий. (Скажем, начало массового развертывания приминения атомной энергии.) Что с т.з. «классических» экономистов было неприемлемо: подобные вещи требовали еще большего перехода к планированию экономики и, что еще более важно, к переходу на «длинные» плановые циклы. (Скажем, развертывание нового витка развития образования - что имеет «характеристический период» порядка 30 лет.) Понятно, что западная элита, и так «зажатая» идущей советизацией мира, подобного развития будущего принять не могла. Ей хотелось обратного: роста конкуренции и усиления эксплуатации масс - т.е., переход к исключительно «коротким стратегиям». На этом фоне работа в рамках «пределов роста» стала единственно возможным.
В том смысле, что принята была концепция «ужимания» человеческого развития за счет т.н. развивающихся стран. (Понятно, что лишить себя наиболее прибыльных отраслей промышленности американские и европейские «магнаты» не собирались.) Иначе говоря, «каждый регион мира должен выполнять свою особую функцию, подобно клетке живого организма». (Как вытекает из основополагающейся концепции «Римского клуба» - идеи «органического развития».) То есть, не стремиться построить у себя аналог экономики развитых стран - как это было принято до этого. (Иначе говоря, не создавать производства «высоких переделов».) А пытаться встроиться в существующую систему с той продукцией, которую готовы принимать эти самые развитые страны: продаешь нефть - ну и продавай, если есть покупатели. Можешь организовывать туризм -ну и огранизовывай, строй отели и разворачивай индустрию услуг. А уж автомобили-микропроцессоры-самолеты тебе продадут «большие дяди».
Впоследствии эта модель была трансформирована в т.н. «геоэкономику» и глобализм. С его базовым представлением о том, что человечество есть одно большое государство, в котором каждый «регион» выполняет роль «потребного производителя». И, разумеется, получает то, что он обязан получать. В том смысле, что где-то «пишут программы» с фактически 100% долей прибавочной стоимости. А где-то - шьют рубашки с прибыльностью порядка 1% от будущих продаж продукции. (А где-то вообще ничего не производят - живут на натуральном хозяйстве впроголодь, ну, еще получают какие-то крохи «гуманитарной помощи».) Нетрудно понять, что подобная трактовка «органического развития» буквальным образом выступала консервацией неравенства - и международного, и классового. Ну, и разумеется, оказывалась выгодным исключительно представителям «развитых стран», точнее - наиболее обеспеченным кругам «развитых стран». Пока оказывалась…
* * *
То есть, попытк осуществления «несоветского планирования будущего» приводила именно к тому результату, который Айзек Айзимов предсказал в «Конце Вечности». (А именно: к длительной стагнации и постепенной деградации человечества. В рамках которой даже утрата возможности космических полетов выглядит минимальной из потерь. (А вот возвращение феодальных или рабовладельческих порядков - напротив, оказывается вполне возможным.) И единственная претензия к американскому фантасту тут может быть только в том, что он мнил свою «Вечность» «внеисторической». А реальная «Вечность» в виде «Римского клуба» и порожденного им целого спектра «международных и межгосударственных организаций» - вроде пресловутой G-7 или, еще более пресловутого «Билдерберга» - такой возможности не имела. И поэтому неизбежно должна была стагнировать и деградировать вместе со всеми остальными. С соответствующими последствиями в виде ускорения процесса общей деградации с течением времени.
То есть, оказывается, что «несоциалистическая» система поддержания общественной устойчивости является неработоспособной. Даже в том случае, если она заимствует многие элементы социалистической системы - вплоть до идеи централизованного планирования и ограничения конкуренции. Поскольку в подобном виде она и может блокировать «опасности первого эшелона» - вроде биржевых кризисов и империалистических войн - но на их смену приходят «опасности второго эшелона». С которыми она ужэ не работает по определению. Более того - эти самые «второэшелонные» опасности (вроде деградации элит), в конечном итоге, оказываются способными к доведению социосистемы до такого положения, при котором данная «блокирующая система» работать снова перестает. Что, собственно, мы и наблюдаем сейчас по отношению к «Римскому клубу» и порожденному им «глобалистическому спектру».
А причина всему этому… нет, не безблагодатность, а принципиальная невозможность в условиях классового разделения принимать длинные стратегии, а так же - использовать диалектическое представление о мире, которое для этого требуется. Но о данной проблеме будет сказано уже отдельно…