Перезапустить ХХ век!

Jun 02, 2020 14:23

В прошлом посте  было сказано, что для нашего будущего выживания просто необходимо «перезапустить ХХ век». В том смысле, что вернуть современным людям представления и мотивацию прошлого веке. Причем, не только для того, чтобы иметь возможность летать в Космос - на самом деле, подобная задача оказывается связанной с сохранением и развитием самой системы жизнеобеспечения, которая позволяет сейчас человеку жить, а не выживать.

На самом деле я уже неоднократно затрагивал данную тему - и буду делать это еще не раз. Поскольку даже теперь мало кто понимает: насколько же фундаментальны были изменения, произошедшие в мире после 1917 года. Причем, в самых обыденных, «бытовых» вещах. И речь идет не только о фантастическом развитии техники - хотя и последнее так же поражает. Речь идет о том, что было, в общем-то, хорошо знакомо и реализуемо до этого - однако не реализовывалось с поражающим упрямством. Как, скажем, канализация - известная еще со времен Можеджо-Даро, но даже в Европе ставшая нормой только после Второй Мировой войны.

Впрочем, то же самое можно сказать, вообще, про любые принципы санитарии: если пытаться давать характеристики «мира до 1917 года» (а, по существу, до 1950), то одной из них будет характеристика «грязный мир». Антисанитарный мир. В том смысле, что подавляющее число людей в течение веков существовали в условиях чудовищной антисанитарии, не соблюдая элементарных правил жизнеобеспечения. И, вследствие этого, умирало в огромном количестве - как правило, не доживая до старости. (Даже в развитых странах в 1910 средняя продолжительность жизни не превышала 50 лет. Но это именно «средняя» - для рабочих данный параметр редко превышал четыре десятилетич.) И одновременно с этим - существовали прекраснейшие дворцы и поместья, в коих настоящие хозяева мира устраивали себе «земной Рай». (За счет всех остальных, разумеется.)

* * *
Впрочем, о подобных особенностях дореволюционного бытия я уже писал. Поэтому тут можно только еще раз сказать: «перезапуск ХХ века» - вещь для современных людей жизненно-необходимая. И пресловутая «мечта», «идеализм» - т.е., устремленность человека к будущему, к изменению мира, как цели существования, над чем вот уже лет сорок принято только смеяться - в действительности обеспечивает не только «моральные победы». (Вроде полетов в Космос, освоения Сибири или еще чего-то подобного.) Но и само физическое существование большинства современныз людей. И, напротив, пресловутый «мещанский рай» - который выглядел столь привлекательным из второй половины 1980 годов - в действительности несет исключительно деградацию. (Поскольку может сущестововать только при полунищей жизни большинства, что, собственно, и позволяет «мещанам» использовать их труд.) При которой вопрос о выживании большинства может встать крайне остро.

А значит - для нас жизненно важным является необходимость возвращения того самого «идеализма». Сиречь, ориентации хотя бы некоего, значимого числа людей на активное изменение мира. В противовес сегодняшней концепции «приспособления под имеющееся», и вытекующего из этого стремления вырвать самый лучший кусок - что, впрочем, напрямую вытекает из первого. Разумеется, понятно, что сделать это будет не просто: слишком «глубоко» в общественное сознание встроилась указанная сверхидея. Некоторые даже пытаются утверждать, что она является «единственно возможной для человека» и определяется биологически - но это, понятное дело, не так. (Поскольку в прошлом веке мы уже наблюдали совершенно иную модель поведения, причем охватывающей значительную часть населения.) Поэтому менять «господствующую парадигму» можно.

Другое дело, что до определенного момента это самое изменение может протекать почти незаметно - так, на «предыдущей итерации», т.е., в начале ХХ века казалось, что «приспособленцы» так и продолжают господствовать. Однако стоило произойти известным событиям - и их «могущество» рассеялось, как дым. В том смысле, что вместо удушливого «Серебряного века» с его сверхиндивидуализмом и «погружением вглубь души» вдруг наступил «век техники и индустриализации». В котором основанием для бытия стали передовые концепции создания производства - вроде ГОЭЛРО. (А не пресловутые «сказки и сны» в совокупности с «вечной женственностью» и «поиском предназначения».) И уже в начале 1920 молодежь толпами устремилась на лекции и выступления ученых и инженеров, начала буквально вырывать из рук литературу по науке и технике, бросилась в школы, техникумы и институты. (Причем, эта тенденция продолжалась вплоть до 1970 годов.)

* * *
Собственно, именно эта молодежь потом стала основанием индустриализации 1930, Победы 1940, космической гонки 1950-1960 годов. В общем, того самого ХХ века, что принес человечеству победу над воздушным и космическим пространством, дал энергию атома и солнца, позволил создать вычислительные машины и синтезировать антибиотики. Ну и т.д., и т.п. А основанием всего этого были те самые «обращения к идеализму», что возникли во второй половине XIX столетия. Тот самый, казавшийся слабым «отход от чиновничье-мещанского счастья», который наметился у молодежи того времени, который казался современниками то ли дурью от ума, то ли - разрушением вековых основ общественного существования. (Второе, впрочем, было совершенно верным - только с учетом того, что эти самые «вековые основы» несли большинству страдания и раннюю смерть.)

Удасться ли сделать подобное сейчас? Вопрос конечно, сложный. В том смысле, что наших современников принято считать погрязшими в потребительстве и мещанстве - особенно часто подобное говориться по отношению к молодежи. Но ведь и «тогда» было то же самое - в том смысле, что молодых людей считали предателями «патриотических доброделетей». (Под коими подразумевали, в основном, карьеризм и религиозность, но выдавали их за любовь к предкам и Родине.) Так что на самом деле ситуация может оказаться совершенно не той, что кажется «естественной» нынешним влатителям дум. Да и вообще, текущая «господствующая модель» общества, судяи по всему, крайне далека от реальности - что доказывает вопиющая неспособность ее предсказывать случающиеся события. Поэтому, ИМХО, как минимум, следует признать, что не существует серьезных ограничений для нашего «перезапуска».

Хотя поняно, что проблемы, в любом случае, остаются. Но о них - а также о том, что нужно конкретно делать в данном случае - надо будет говорить уже отдельно…

будущее, социодинамика, футурология, исторический оптимизм, история

Previous post Next post
Up