Короновирус, "традиция" и "совок"

Mar 29, 2020 15:04


Проходящая «короновирусная неделя» - помимо всего прочего - серьезно ускорила разрушение старых иллюзий. Например, известного мифа времени “позднего СССР/новой России” о том, что «в гостях хорошо, а дома плохо». Иначе говоря, что везде - за исключением «убогого Совка/убогой Рашки» - царит счастливая и сытая жизнь. Ну, точнее, может быть, не совсем сытая, но, по крайней мере, «человеческая». Причем, под «везде» в данном случае подразумевались не только США и т.н. «развитые страны Европы», а вообще, все - за исключением постсоветского пространства. В самом же крайнем случае - вообще все за исключением РФ. (Где - как известно каждому “либералу” - до сих пор царит “совок”.)

На самом деле возникновение данного мифа - вопрос достаточно интересный, хотя и понятно, что он стал следствием того самого «всеобщего отрицания советского», коим может быть охарактеризован самый последний период существования данной страны. И, разумеется, он имеет «генетическую связь» с более глобальным мифом о «античеловечном социализме». Дескать, проклятые большевики, свернув со «столбовой дороги истории», устроили в нашей стране вечную «долину страданий». (Отсюда нетрудно догадаться, что данный миф зародился в среде т.н. «бывших», уровень жизни которых действительно сильно просел благодаря Революции -правда, за счет увеличения уровня жизни 90% остального населения страны.) Однако указанный момент надо рассматривать отдельно.

* * *
Тут же - возвращаясь на уровень первого мифа - стоит обратить внимание на несколько другое. Например - на то, что созданная на его основании концепция «пора валить», оказалась достаточно востребованной в постсоветское время. Причем, если в 1990 - первой половине 2000 годов под словом «валить» подразумевалось исключительно эмиграция - да еще и в развитую страну - то со второй половины десятилетия его значение значительно расширелось. В том смысле, что под данное понятие стало попадать и т.н. явление «дауншифтинга», а также - массовое (относительно) распространение зарубежного туризма. (Разумеется, массовое с т.з. 20% “вписавшихся в рынок” - они же “пишущие в интернет”.)

Кстати, тут сразу же стоит сказать, что - в отличие от общемирового значения слова «дауншифтинг», под которым подразумевается некоторое снижение уровня жизни в обмен на увеличение «душевного покоя» - в современной России оно давно уже обозначает ни что иное, как просто переезд в некую дешевую, но зарубежную страну. (Т.е., российские дауншифтеры едут не из Москвы в Воронеж, а из России в Таиланд.) Причем, сами переезжающие ни о каком снижении уровня жизни даже не заикаются, наоборот, они всячески расписывали то, как прекрасно проживать там, где никогда не было «проклятых большевиков». Нет, разумеется, они могут приводить какие-то, более «смягченные» объяснения - скажем, приятный климат - но, в целом, общий смысл остается одним и тем же. То есть: тут Ад - там Рай и все такое.

То же самое, кстати, произошло у нас с туризмом, который - в отличие от общемирового и общеисторического понимания - стал означать не столько «способ увидеть мир», сколько желание «пожить немного без совка». Поэтому российские туристы в своих впечатлениях описывали (и описывают) вовсе не пресловутые красоты природы или памятники архитектуры - а «уровень сервиса» в отелях. А так же - то, насколько хороша в иных странах еда, как там приветливы полицейские и чиновники, как разумно поставлена торговля, и как хорошо относятся к приезжим местные жители. Не то, что “совковое быдло”.

* * *
В общем, старая поговорка «хорошо везде, где нас нет», в постсоветском мире трансформировалась в поговорку: «хорошо везде, где нет (и не было) совка».Где под «совком» подразумевается испорченность мира под воздействием «проклятых большевиков». (И поэтому современная путинская РФ - «совок», несмотря на всю антикоммунистическую риторику. Поскольку указанный «первородный грех» так просто не искупишь.) На этом фоне даже два экономических кризиса - 2008 и 2014 года - серьезно «подкосившие» возможности российских туристов и дауншифтеров - не смогли разрушить данный “монолит”. Более того: сами эти кризисы в современном российском общественном сознании оказались связанными с советским прошлым - поскольку именно в СССР (по мнению многих) и был заложен фундамент современного «нефтяного проклятия». (То есть - в том, что доллар подорожал, были виновны, конечно же, коммунисты.)

И все бы было хорошо, но пришел злой Короновирус. В том смысле, что китайская эпидемия «совершенно неожиданно»для данной категории людей - хотя в действительности, напротив, совершенно предсказуемо - поразила практически все «земли обетованные» российских обывателей. И благословенные Соединенные Штаты, и высококультурную Европу, и даже - теплые и счастливые «мекки российского дауншифтинга» в виде Таиланда или Индии. Поскольку везде - кстати, впервые в постсоветской истории - началось развертывание карантинных мероприятий. В ходе которых вдруг выяснилось, что “понаехавшие” теперь выступают вовсе не как вожделенный источник дохода - который надо холить и лелеять. А как источник опасной заразы, от которой нет спасения. (Кстати, не сказать, чтобы это было не совсем разумно. В том смысле, что в большинстве стран “Третьего мира” уровень массовой медицины такой, что в случае наступления реальной эпидемии она быстро окажется в коллапсе.)

Ну, а дальше все пошло как по маслу... В том смысле, что еще недавно мнящие себя хозяевами жизни туристы и дауншифтеры начали писать слезные письма в посольство и не менее слезные посты в блоги. С одной-единственной мыслью: заберите нас отсюда пожалуйста! Поскольку нас тут не кормят и грозят избить бамбуковыми палками. (Хотя в действительности, кажется, так никого и не избили.)

* * *
Правда, у тех, кто проживает в России, подобные вещи вызывают неоднозначную реакцию. Поскольку еще недавно высокомерные поучения “быдла, живущего в российском дерьме” - на кое были щедры любителей зарубежных вояжей - вряд ли могли способствовать выработке симпатии к последним. Однако в данном случае нам важно совершенно иное - то, что данное изменение отношений в очередной раз показало: что же такое представляет собой “необольшевиченный мир”. Кстати, тут крайне интересно сравнение с Китаем - который, конечно, не является коммунистическим или, даже социалистическим, однако, все равно, испытал в свое время очень сильное советское влияние. И поэтому сумел провести все необходимые для блокирования эпидемии мероприятия максимально успешно и совершенно корректно. (Из всех сейчас имеющихся государств.)

“Традиционные” же страны - так восхищавшие постсоветских граждан еще недавно - начали превращаться во что-то совершенно невообразимое. Причем, это коснулось даже такого развитого государства, как Индия. Где наличествует значительный современный производственный сектор - вплоть до космической промышленности - однако подавляющая масса населения существует в условиях, подобных условиям добольшевистской России. С соответствующими особенностями - вплоть до применения указанных выше избиений палками. (Разумеется, пока лишь собственных граждан.) Впрочем, на самом деле это вполне логично: в том смысле, что телесные наказания могут быть названы одним из базовых принципов “традиции”. Таким же неизбежным, как красочные местные костюмы или кажущиеся “мудрыми” религиозные традиции. (И поэтому странное неприятие российскими “креаклами” данного момента - при восхищении той же традиционной религией, музыкой или кухней - выглядит довольно странно.)

В общем, можно сказать, что стоило современному миру попасть пускай в достаточно небольшую, но системную катастрофу, и оказалось, что - за исключением созданных в советское время и под воздействием СССР механизмов (вроде массовой медицины) - у него ничего нет. И весь “флер” цивилизованности может исчезнуть практически в один момент. А ведь, как было неоднократно сказано, пресловутый короновирус - это не чума и не оспа, способные унести десятки миллионов жизней. Да и экономический кризис сейчас, по существу, не сказать, чтобы фатальный для мировой экономики. (США, судя по всему, пока еще может заливать его халявными деньгами.) Поэтому при наступлении “реальных проблем” стоит ожидать еще больших потрясений и “перерождений” еще недавно таких дружелюбных мест. Скажем, в том плане, что любой человек, не имеющей связей с местными “кланами” будет выступать законной целью грабежа. (Так, кстати, до сих пор обстоит во многих странах Африки.) Причем - порой в самых неожиданных местах.

Поскольку - что и является во всем этом наиболее важным - стоит понимать, что “традиция” есть не просто какой-то культурный феномен, а социально-экономическое явление, тесно связанное с господствующим типом производства. Поэтому если где-то заводы и фабрики теряют свой приоритет (или никогда не имели его), отдавая его мелкотоварному или нетоварному крестьянскому хозяйству или пресловутой “сфере услуг”, то там мы всегда можем увидеть процесс их “возрождения”. Но это, разумеется, рассмотрение данного момента требует отдельной большой темы. Поэтому тут, завершая вышесказанное, можно только еще раз отметить то, что чем дальше - тем очевиднее становится абсурдность и бессмысленность всех созданных в позднесоветское время представлений. Которые не просто не соответствуют реальности - а оказываются прямо противоположными ей...

постсоветизм, смена эпох, классовое общество, правое мышление, медицина, текущее

Previous post Next post
Up