Кризис, как естественное состояние современного мира

Mar 28, 2020 15:11

Удивительно, но каждый раз перед крупным экономическим кризисом современности всегда наблюдается одно и то же. А именно: начинается массовое расхваливание данного типа общественного устройства, с широким расписыванием тех возможностей, которые он предоставляет людям. По крайней мере, для постсоветского пространства эта закономерность видна очень отчетлива: скажем, и перед событиями 2008 года, и практически на всем протяжении 2014 происходило именно это. (Что можно увидеть на «локальных минимумах» положительного отношения к СССР, приходящихся на указанные периоды.) Ну, и, разумеется, многие заметили, что в начале этого года количество «закапиталистических» публикаций шло практически сплошным валом. Особенно любили расписывать «убогий совковый быт», с красочными подробностями на тему «нищеты и серости» советских людей.

Причем, в качестве основных примеров этой самой «нищеты и серости», как правило, приводили вещи, связанные с быстрой урбанизацией 1960-1970 годов - которые были неизбежны в положении резкого изменения образа жизни людей. (И уже в 1980 годах начали исчезать - несмотря на все проблемы периода «перестройки».) Ну, и конечно же, в качестве противовеса этому самому «совку» обыкновенно противопоставляли картины из «современной жизни». На самом деле, конечно, прием забавный - поскольку он не учитывает, как минимум, тридцати лет, прошедших со времени гибели СССР. (А по большому счету - и больше, т.к. приводимые примеры часто относились к 1970 годам и ранее.) Впрочем, борцов с совками это не останавливало. Равно, как не останавливало их и то, что приводимые ими «контрпримеры» - вроде увеличения количества жилплощади, числа иномарок во дворах, возможности поездки за границу и т.д. - как правило, относилось ко вполне определенной категории «столичных жителей и жителей крупных городов».

При этом положение остального России - а равно, и многих бывших «союзных республик» - как правило, игнорировалось. Равно как игнорировались и многие серьезные потери, которые несла даже указанная категория - например, возможность получения качественного образования и здравоохранения. Напротив, последнее даже объявлялось благом: дескать, теперь не убогие «совковые койки» в больницах имеют значение, а современные медицинские технологии. (Разумеется, сложно сказать: они действительно, говоря о «койках», думали, что это просто кровати, а не некая «условная единица» в медицинской сфере. Или же просто делали вид, что так думают.) В любом случае, разговоры о необычайно улучшившейся жизни россиян, которые теперь не по дачам картошку сажают, а по Таиландам с Италиями разъезжают, были крайне популярными среди правых. Причем, «наиболее правые» еще и любили повторять, что «в России сейчас есть совок», а вот в «свободных государствах», вроде Украины или Прибалтики, возможности для «красивой жизни» еще больше. И что каждый украинец, выезжающий на уборку клубники в Польшу, живет лучше, нежели советский инженер.

* * *
Еще раз: такие публикации были крайне популярными еще совсем недавно. И вот наступил очередной «момент истины». В смысле - очередной экономический кризис, правда, в довершении ко всему, «совмещенный» с пресловутой короновирусной эпидемией. Разумеется, тут нет смысла говорить, что же в данном случае было первичным, а что - вторичным. Однако можно напомнить, что и безо всякого вируса серьезные проблемы экономики непрерывно нарастали еще со второй половины 2000 годов: «разрешение» кризиса 2008 года, должное (по мнению представителей мировой экономической элиты) наступить после произведенной тогда накачке экономики деньгами, в действительности так и не случилось. В том смысле, что ни в нашей стране, ни в большинстве иных «развитых стран» запустить настоящий подъем реальной экономики так и не удалось. (Нет, разумеется, что-то было действительно сделано, но основной «пар» ушел исключительно «в свисток» - как, например, получилось с пресловутым Сколково или с «нанотехнологиями».)

Тем не менее, и эпидемия, по своей сути, так же «вынашивалась» достаточно давно. Настолько давно, что в данном случае если чему и надо удивляться - так это тому, что, во-первых, подобная «зараза» обрушилась на наш мир только сейчас. (Предыдущие «версии» - SARS в 2003, «птичий грипп» 2005 и «свиной грипп» 2009 года - были достаточно «мягкими» в плане массовости заражений.) Ну, а во-вторых, стоит понимать, что и нынешняя «зараза» является достаточно «щадящей» в эпидемиологическом плане, уступая действительно опасным возможным эпидемиям. (Скажем, черной оспы или, даже, кори.) Поскольку уровень санитарно-эпидемиологической подготовки современного мира выглядит, мягко говоря, очень и очень слабым. Например, выясняется, что в большинстве т.н. «развитых стране» состояние «массовой медицины» крайне плачевное. Что прекрасно видно по пресловутым «койкам» - число которых колеблется от 2,7 для США до 8,7 (на 1000 чел) в России. (Еще раз: надо понимать, что «койка» - это не просто кровать, а минимальная учетная единица, определяющая, например, численность медперсонала.) При том, что в 1991 у нас их было более 12 на 1000 человек. (Кстати, в Европе это число так же уменьшилось со примерно 8 до 5.)

Поэтому можно сказать, что в данном случае и в экономической, и в санитарно-эпидемиологической сфере мы можем наблюдать совершенно предсказуемые и неизбежные события, которые напрямую вытекают из ключевых особенностей постсоветского бытия. А именно - резкого роста «виртуальной сферы»: области биржевых и банковских спекуляций, различных экономических пирамид, пресловутых «стартапов» и прочих пузырей (впрочем, это можно отнести к спекуляциям), т.н. «области развлечений», начиная с эстрады и бьюти-блогингом, ну и т.д. и т.п. И одновременно - резком же сокращении значимости «реальной экономики»: начиная с энергетики и заканчивая массовой медициной. (Не той, где обещают «редактирование генома» и «прекращение старения» - а той, где действительно лечат людей от 99,999% болезней.)

* * *
В подобном случае «Воронья слободка не могла не сгореть». И она предсказуемо загорелась, «подожженная» сразу со всех концов. И со стороны подавляющей инертности государств к начальному этапу развития эпидемии. (Когда достаточно было ограничить международные перемещения в незначительное количество стран - и никакой эпидемии не было бы.) И со стороны надутия «спекулятивных пузырей», которые уже в середине 2010 годов явно показали: никакого реального производства за всем этим не стоит. (Включая пресловутые «стартапы».) И со стороны давно уже идущего демонтажа созданной под воздействием СССР системы санитарно-гигиенического обеспечения общества. (Начиная с пресловутого мытья рук, кое, как показала практика, практически исчезло из обихода представителей западных стран. И заканчивая указанной выше массовой медициной.)

В итоге мир получил значительное падение уровня жизни из-за «угрозы рецессии» (на самом деле, конечно же, речь давно идет не об угрозе, а о реально идущем процессе), а так же из-за поздно начатых, и поэтому вынужденных охватывать очень большое число людей, карантинных мероприятий. А ведь это, как уже говорилось, еще не конец, поскольку -  как уже писалось - разрушить «виртуальную сферу» данные события вряд ли смогут. Поэтому следует ждать следующих кризисов. В которых нам предстоит еще увидеть падение многих «священных коров» постсоветской эпохи. Начиная с пресловутого туризма - который, кстати, начал падать еще до всякого короновируса. И заканчивая… Впрочем, о том, чем «заканчивая», надо писать уже отдельно.

Тут же - возвращаясь к исходной теме - можно только еще раз указать на то, что на фоне всех будущих событий пресловутый «убогий совок» будет выглядеть гораздо более привлекательно, нежели он выглядит сейчас. (Не говоря уж о том, как он выглядел в 1991 году.) Причем, даже при условии «неучета» прошедших с его завершения трех десятилетий. (Поскольку очень скоро мы увидим, что все «современные достижения» мало чего стоят при разрушении базовых систем.)

2020 годы, постсоветизм, образ жизни, общество, экономика, медицина

Previous post Next post
Up