Ответ товарищу Коммари и другим впавшим в пессимизм товарищам

Mar 10, 2020 12:58


Товарищ Коммари - а равно и некоторые другие товарищи - в последнее время прониклись духом пессимизма. Связанным с тем, что левое движение в последнее время находится в состоянии крайней стагнации, ограничиваясь бесконечной говорильней на разного рода интернетных форумах, блогах и соцсетях. Или же, в лучшем случае, малочисленными митингами и прочими “акциями протеста”, не замечаемыми никем, кроме самих протестующих. (И умудряющихся быть еще более маргинальными, нежели “борьба либеральной оппозиции” - хотя, казалось бы...)

Причем подобное положение существует на фоне очевидного наступления сил реакции - в смысле, правящего класса, желающего дальнейшего сокращения социальных благ, кои были получены работниками во времена «Золотых десятилетий». (Наиболее ярким примером чего выступает т.н. «пенсионная реформа». Однако и другие «реформы» - скажем, в здравоохранении или образовании - не отстают.) В подобном случае логично было бы ожидать роста политической активности масс, причем - с очевидным «левым оттенком». Однако в реальности такого не происходит: помимо вялого и, скорее, ритуального бурления в среде «официальной оппозиции» (скажем, то же КПРФ), и чуть более активного, но столь же бессмысленного возмущения в интернете, никаких особых противодействий данные вещи не вызывают.

Равно, как не вызывают ничего подобного и другие проявления проблем современного капитализма - начиная с периодических экономических кризисов (2008, 2014, текущий) и заканчивая пресловутой порчей продуктов питания. В том смысле, что народ с потрясающим терпением «проглатывает» все это. Вызывая то уже указанное уныние, то возмущение в адрес его (народа) «рабской сущности», а то и уверенность в том, что «реальную историю делают не массы, а личности». (Со вполне очевидными последствиями в виде создания «боевой революционной организации» - сиречь, вождисткой секты с непонятными целями.)

* * *
Однако все это, по существу, не имеет к реальности никакого отношения. В том смысле, что эта самая «народная инертность» - которая так возмущает современных левых и одновременно так радует разнообразных «охранителей» - на самом деле действительно существует. Поскольку «народные массы» - как любая другая сложная система - действительно склонны «проглатывать» многие серьезные возмущения. Однако это совершенно не означает невозможности серьезного изменения ситуации и «вечной власти» текущих режимов. Это означает только то, что любые исторические изменения происходят не произвольно, по волевому желанию тех или иных лиц. (В том числе, и недовольных текущим положением.) А подчиняются определенным законам развития общества - т.е., социальной динамике.

В рамках которой действительно возможно определенное время торжество властителей-эксплуататоров - но бесконечным оно быть не может. В том числе и благодаря действиям самих эксплуататоров - кои с железной неизбежностью уничтожают все механизмы, обеспечивающие лояльность населения, переводя их в главную ценность подобного общества. В конкурентные преимущества. Собственно, и описанное выше уничтожение социальных благ - кстати, не слишком уж и больших по сравнению со всеми тратами общества - происходит именно благодаря этому механизму. Который в конечном итоге обречен изъять из общества все - «перековав» в деструктивные инструменты борьбы «лучших людей» с «лучшими людьми». Поэтому, как уже не раз говорилось, социум подобного типа исторически обречен - он, по сути, поедает сам себя, не имея возможности остановиться. Другое дело, что сейчас - в данный локальный момент - пищи у него еще много: во время «Золотых десятилетий», когда убийственный колеса конкуренции были приостановлены благодетельной «Советской тенью», общество сумело сделать немалые запасы.

Но и они, как можно догадаться, не бесконечны. А значит, период, в котором устойчивость данного социума начнет катастрофически падать, не за горами. (Кстати, под «устойчивостью» тут надо понимать не только методы обеспечения лояльности населения - т.е., те самые социальные блага, что сокращаются сейчас - но и (даже) механизмы силового подавления. Которые так с железной неизбежностью будут «перепрофилированы» под задачу обеспечения конкурентной борьбы - как это случилось, например, в 1914 году.) Так что расстраиваться раньше времени по тому, что народ не возмущается, а если возмущается - то с легкостью подавляется властями - нет никакого смысла. Поскольку не существует никаких способов остановить указанное выше «конкурентное саморазрушение», к которому стремиться капиталистическое общество исходя из своей сути.

* * *
Равно как не стоит страдать по тому, что не существует в нашем мире «железных батальонов пролетариата», способных взять власть в свои руки. Потому, что их создадут сами нынешние властители, заинтересованные в повышении «управляемости работников». Кстати, забавно: но сейчас мы можем наблюдать именно подобный процесс, который был значительно «активизирован» пресловутым коронавирусом. В том смысле, что неизбежные противоэпидемические мероприятия и карантинные меры в значительной мере разрушают ту самую «расслабленную» постсоветскую атмосферу, которая сложилась в сытом и безопасном мире «Советской тени». (А после ее исчезновения - в еще более сытом мире «прожирания созданного», существовавшем где-то до середины 2010 годов.)

Кстати, интересно, что завершение этой «расслабленной эпохи» (практически belle epoque), в которой казалось возможным с легкостью перемещаться между Парижем и Каиром, Мумбаем и Рио-де-Жанейро (если не входишь в состав «презренных нищебродов», конечно), предсказывалось еще до появления указанной «заразы». Другое дело, что совершать данный «переход» планировали управляемо, через пресловутые вопли о «климатической угрозе» - что дало бы возможность властителям компенсировать гипотетические потери прибыли. (Да, именно так: даже деньги не являются окончательной целью современного мира, поскольку они ценны только в качестве средства увеличения конкурентного преимущества.) В реальности же, похоже, все рухнуло в неуправляемом режиме - спасибо Китаю и его строгим противоэпидемическим мерам. (Которые позволили данной стране победить эпидемию - но при этом вогнали всех остальных в состояние, близкое к шоковому.)

Тем не менее, стоит понимать, что подобный «конец прекрасного глобализованного мира» был неизбежен, вытекая из самой неудачи пресловутой глобализации - а точнее, из невозможности ее существования в условиях конкурентного общества. Так что и после полной победы над «короновирусом» мы увидим много еще чего «интересного», а главное - незнакомого для всех ныне живущих поколений. (Однако очень хорошо известного по всей остальной человеческой истории. А главное - в конечном итоге, приводящему к совершенно предсказуемому результату.) Поэтому, ИМХО, относительно скоро (т.е., не позднее, нежели чем лет через десять-пятнадцать) все нынешние «левые страдания» будут восприниматься исключительно, как «плач в песочнице». Поскольку перед людьми того времени проблемы будут стоять гораздо более значительные - однако при этом, абсолютно решаемые.

* * *
Но решать их будут, разумеется, уже совершенно иные люди. Не расслабленные декаденты «прекрасной эпохи», высказывающие левые, а порой даже - коммунистические - взгляды благодаря тому же угасшему, но еще не сошедшему на нет воздействию «Советской тени». (Особенно это относится к «совпатриотам» - кои являются порождением не просто указанной «тени», но именно периода ее исчезновения.) А совершенно иные люди, выдвинутые уже новой эпохой. Для коих все «наши», «декадентские» темы - вроде того, «кто лучше: Сталин или Троцкий?» или «почему в СССР не было туалетной бумаги?» - имеют смысл не больший, нежели обсуждение «Жизни 12 Цезарей». Разумеется, это многим может показаться печальным - в том смысле, что новое социалистическое движение оказывается «развязанным» с движением старым. (Нашедшим высшее воплощение в Советском Союзе.) Но на самом деле ничего печального тут нет: речь идет именно о «запуске нового исторического цикла», неизбежного потому, что старый зашел в тупик.

К тому же, стоит понимать, что речь идет об отбрасывании (не отрицании!) именно СССР, а не «советизированного мира» - как бы странно последнее не звучало. Поскольку как раз «общемировые» достижения советского периода - вроде высокого уровня образования (да, даже сейчас оно невероятно велико по сравнению с «вековой нормой»), или разрушение колониальной системы - до сих пор остаются актуальными. И именно на основании этих достижений (куда входит на самом деле очень многое - вплоть до изменения роли женщин) и будет осуществляться создание нового социалистического движения, а затем - и нового социалистического общества.
Но данный момент уже выходит за рамки нашего разговора - поэтому ему следует посвятить отдельный пост. Тут же, завершая вышесказанное, можно только еще раз указать, что как раз сегодня стало окончательно понятным, что пресловутого «конца Истории» - он же «железная пята», он же «стальная крышка олигархии» - в мире не будет. И значит, поводов для пессимизма нет...

P.S. Кстати, главный вывод, который можно сделать на основании вышесказанного, состоит в том, что мы, «советские» - т.е., люди, сформировавшиеся в советскую эпоху - неизбежно окажемся чужими на данном «празднике жизни». В том смысле, что выстраивание будущего мира окажется вне наших возможностей и желаний. Причем, это относится не только к тем, кто является сторонником, но и - что на порядок важнее - к противникам СССР.

социодинамика, левые, классовое общество, футурология, Коммари, исторический оптимизм, классовая борьба

Previous post Next post
Up