О генезисе мира Алисы Селезневой

Feb 25, 2020 13:10


Несколько лет назад по интернету широко разошелся шуточный текст , посвященный главной героине фильма «Гостья из будущего». Смысл его состоял в том, что все «сверхспособности» этой самой девочки происходят из того, что она является «боевой единицей сама по себе» - сиречь, прошла подготовку в качестве бойца спецназа. Впрочем, в указанном материале подобным образом трактовались практически все особенности фильма - начиная с робота Вертера и заканчивая конструкцией пресловутого флипа.

Разумеется, и автор этого текста, и его читатели прекрасно понимали, что речь идет о пародии, о попытке найти наиболее абсурдные объяснения описанных в «Гостье» ситуаций. (В том числе, и совершенно случайных, связанных с особенностями производства данной картины и т.д.) Тем не менее, он вызвал целый шквал обсуждений - не прекращающихся до сих пор. Вследствие чего стало понятным, что - несмотря на очевидную комичность поданной идеи - она сумела вскрыть довольно интересные вещи. Разумеется, интересные не в плане устройства гипотетического «мира Алисы», а в плане особенностей миропонимания наших современников. Которые действительно плохо представляют то, откуда, собственно, взялось значительное количество показанных в «Гостье из будущего» идей. Причем, это относится не только к современной молодежи, но и к тем, кто, собственно, застал выход этой картины в подростковом (или, даже, более зрелом )возрасте. И, вследствие этого, воспринимал все показанное в ней, как нечто, «совершенно естественное» - однако даже понятия не имел, откуда проистекает эта «естественность».

Скажем, те же «сверхспособности» Алисы - которые, в общем-то, лежали вполне в русле развития советской фантастики. В том смысле, что «люди будущего» в ней рассматривались, как гораздо более совершенные существа, нежели их предки. (Причем, и физически, и интеллектуально.) Впрочем, это было всего лишь одним из элементов того сложного образа, который можно обозначить, как «образ коммунизма». А точнее - как образ «советского коммунизма», или, еще точнее: «коммунизма Ефремова-Стругацких» или «мире Ефремова-Стругацких». Да, именно так - поскольку именно с указанными авторами можно связать создание того «образа будущего», который использовался в огромном количестве фантастических произведений, выходивших в нашей стране. В том числе, и книг Игоря Всеволодовича Можейко, известного под псевдонимом «Кир Булычев». Разумеется, не всех - скажем, тот же цикл «Великий Гусляр» Булычева находится в рамках совершенно иной модели. То же самое можно сказать и в отношении поздних (с конца 1980 и до смерти Можейко) книгах.

* * *
Однако в отношении «приключений Алисы» понятие «мир Евремова-Стругацких» можно применять в полной мере. Основными признаками данного мира (модели) - помимо уже указанных «сверхспособностей» его обитателей - можно считать следующее :


  1. Отсутствие «внешних стимулов» для выполнения людьми своей работы. То есть, денег или каких-нибудь иных механизмов ограничения доступа их к имеющимся ресурсам. Вся деятельность осуществляется благодаря «внутренним потребностям» в труде - стремлению к познанию, желанию помогать другим людям, заботе об окружающих и т.д.

  2. Отсутствие механизмов принуждения. Т.е., полиции, кадровой армии и т.д. Ну, и конечно же, разного рода «тайных органов». Разумеется, даже сами Стругацкие периодически делали попытки отойти от данной схемы - что стоит тот же «Комкон-2». Однако даже в этом случае данный структуры или выглядят совершенно чужеродно. Или же - как указанный «Комкон-2» - оказываются более близкими к каким-то «научным» учреждениям, нежели к классическому «силовому аппарату».

  3. Ну, и разумеется, подобное положение бывает возможно только в условиях высокой солидарности жителей данного мира. Т.е., в отсутствии в нем антагонистических интересов - в том числе и в плане подавления одних личностей другим.

  4. Помимо высокой солидарности стоит указать и высокую профессиональную гибкость - т.е. отсутствие жесткой специализации. Что, собственно, имеет прямое отношение к указанной выше «боевой единицы самой по себе» - в том смысле, что способности обеспечивать оборону входят в «необходимый минимум» для каждого «землянина».

  5. Да, именно «землянина» - поскольку данная система предполагает интернационализм, порой расширяемый до «интерпланетаризма». Что, впрочем, вытекает из указанного выше отсутствия антагонизма.

  6. Ну, и наконец - данная система предполагает полную ликвидацию традиционализма. В том смысле, что определенные традиции там могут существовать, но они, во-первых, должны быть рациональны. А, во-вторых - должны быть полностью «развязаны» с тем, что было до образования бесклассового общества. (Впрочем, это вытекает из предыдущего условия.) Указанная особенность относится и к религии, и к различным «семейным отношениям», ну и вообще, ко всем элементам «иерархического мира».



Впрочем, понятно, что подробно описывать данную модель можно достаточно долго. Однако общий ее облик, в общем-то, понятен: это неиерархическое солидарное общество, ориентированное на познание и изменение мира. Отсюда проистекает и все остальное - начиная с футуристического облика зданий и иных сооружений: как уже говорилось, традиций нет, а стремление создать наиболее оптимальный вариант - напротив, имеется. И заканчивая высоким уровнем интеллектуальных и физических качеств обитателей - которые должны уметь заниматься практически всем. (Начиная от языков - поскольку интернационализм - и заканчивая умением обезвреживать преступников посредством применения навыков рукопашного боя.) Ну, а самое главное - в данном мире невозможно существование «классических» властных структур. В том смысле, что существующая в этом мире «власть» играет исключительно координирующую функцию. Без - как уже было сказано выше - наличия какого-то принуждения. (Т.е., это и не анархия, но и не диктатура.)

* * *
И вот тут мы подходим к самому интересному во всем этом. К пониманию того, откуда же взялась указанная схема. В том смысле, что - по названию модели «Ефремова-Стругацких» - можно догадаться, что авторами ее были Иван Ефремов и братья Стругацкие. Причем, Ефремов, ИМХО, имеет тут очевидный приоритет - поскольку братья сами говорили, что «исходник» своего «мира Полудня» они почерпнули у Ивана Антоновича в «Туманности Андромеды». Другое дело, что Стругацкие сделали своей целью существенно «оживить» созданный Ефремовым мир путем «заселения» его самыми лучшими из окружавших их современников. (Что интересно: в значительной мере это сделать им удалось. Почему - будет сказано чуть ниже.) Тем не менее, базовая основа указанного представления о том, чем должен быть коммунизм, в данном случае, осталась эквивалентной ефремовской. (Кстати, в этом смысле интересно, что первое произведение Стругацких - «Страна багровых туч» - созданное до выхода «Туманности», написана в совершенно иной парадигме.)

То есть, начальная схема ставшего уже к концу 1960 годов привычным для СССР «коммунистического мира» - того самого «общества будущего» с его здоровыми и умными жителями, чистой, не загаженной отбросами планетой (кстати, это так же заслуга Ивана Антоновича, сумевшего сменить господствовавшую до того картину с дымящими заводами, кои мыслились неизбежным качеством развитого общества), и конечно же, с отсутствием систем принуждения и насилия - проистекает, по сути, из созданной в «Туманности Андромеды» картины. Поскольку - вопреки всем возмущениям критиков - она оказалась настолько гармоничной и привлекательной, что была использована множеством иных авторов. От уже помянутых братьев до Игоря Можейко-Булычева. Который просто поместил своих героев в выглядевший наиболее разработанным «образ общества будущего». Правда, созданный им «сеттинг», в определенной мере оказывался противоречащим ефремовской модели - но эта «противоречивость» не слишком замечалась в детских произведениях. (Которые изначально предполагают некое упрощение и условность.)

Что же касается фильма «Гостья из будущего», то в нем эта условность оказывается еще выше, однако даже после этого в показанном там «мире будущего» можно с легкостью увидеть созданный Стругацкими «мир Полудня», а через него и ефремовскую «Туманность Андромеды». Однако и это еще не «конец цепочки» - поскольку стоит понимать, что и Ефремов создавал свою «Туманность» не на пустом месте. В том смысле, что данная книга стала результатом длительных размышлений автора по поводу социальных изменений и вытекающих из них изменений самих людей. Которые, в свою очередь, основывались на том, что Иван Антонович видел в своей жизни. Неслучайно первые свои «фантастические» работы он посвятил вовсе не будущему - а настоящему. (Т.е. «Рассказы о необыкновенном», в которых часто рассказывается о проявлении людьми необычайных - на первый взгляд - способностей при попадании в необычайные условия.) И лишь на основании появившегося у него понимания того, как же, в каком направлении и на каком основании происходят подобные изменения, Ефремов приступил к созданию своего «мира Туманности Андромеды».

* * *
То есть - описанное в данном произведении «общество будущего», по сути своей, ведет свое основание из той обстановки, в которой жил сам Ефремов. Иначе говоря - из жизни советских людей 1930-1950 годов! Именно в данный период Иван Антонович буквальным образом вдоль и поперек пересек всю огромную нашу страну, участвуя в экспедициях и в Повольжье, и в Средней Азии, и на Урале, и в прикаспийских областях, и в Сибири. И, разумеется, встречаясь с огромным количеством самых различных людей - геологов, крестьян, учителей, шоферов, лесорубов, шахтеров, моряков, летчиков, ученых, врачей, ну и т.д., и т.п. Людей, в большинстве своем занимающихся производительным трудом или иной улучшающей мир деятельностью. (С иными Ефремов общаться не любил, поэтому он и не стал «кабинетным ученым», «варящемся» в сытом, теплом, обеспеченном - но насквозь пронизанном интригами узком кружке «высокопоставленных научных работников».)

Собственно, именно отсюда, из общения с этими «созидателями», и вырос, по существу, тот образ «человека будущего», который был выведен в «Туманности Андромеды». И, кстати, именно отсюда появились и те «самые лучшие современники» из «мира Полудня» Стругацких, которыми они впоследствии решили «оживить» ефремовское будущее. Поскольку братья черпали образы для своих произведений из того же «котла» - из сообщества научных работников 1950 годов. (Напомню, что прообразом того же «НИИЧАВО» из «Понедельник начинается в субботу» стала Пулковская обсерватория. В которой работал Борис Стругацкий.) Другое дело, что указанная категория (советские ученые) была намного уже, нежели ефремовский «круг». (Ну, и кроме того, братья с середины 1960 годов начинают вращаться чуть ли не исключительно среди «творческой интеллигенции» - коя на роль «людей будущего» не подходила вообще. Скорее наоборот.)

Впрочем, это будет уже отход от заданной темы. Поэтому тут мы пока остановимся, и укажем, наконец-то, начало «генетической цепочки», приведшей к созданию того самого образа «мира Алисы Селезневой». Которая начинается в 1950 годах - во времени максимального взлета Советского государства, и максимальной же его конструктивности - и протягивается оттуда через более, чем два десятилетий торжества «мира Ефремова-Стругацких» до того самого 1984 года. Причем, практически независимо от воли людей, занимающихся созданием фильма. (Скажем, тот же Можейко был очевидным антисталинистом, а впоследствии - и антисоветчиком. И уж конечно, был бы возмущен, если бы ему сказали, что «Приключения Алисы» происходят из «времен правления кровавого тирана».) Однако это указанного выше факта не отменяет.

Впрочем, обо всем этом, разумеется, надо говорить уже отдельно.

P.S. Кстати, на этом фоне забавно - и одновременно ожидаемо - выглядит то, что из всего огромного творчества Можейко-Булычева именно «Алиса» оказалась единственно популярной. Все же его «осовременные» герои и «осовременненные сеттинги» - включая антисоветские - благополучно сгинули в небытие. Куда им, собственно, и дорога…

      литература, фантастика, братья Стругацкие, 1950 годы, кинематограф, футурология, Иван Ефремов

      Previous post Next post
      Up