Трамп, социализм и «российские правые»

Feb 13, 2020 14:03


Как многие уже заметили, широко известный в узких кругах блогер Фритцморген очень не любит две вещи: социализм и США. (Еще он лютой ненавистью ненавидит школу - однако это уже другая тема.) Причем, если еще недавно он рассматривал эти вещи раздельно, то в последнее время перешел к объединению их в пресловутую «социалистическую Америку». Да, именно так - современные США с т.з. Фритцморгена выступают «социалистическим государством». Причем, если еще недавно указанный блогер еще делал оговорку о том, что под «социалистами» подразумевает американскую Демократическую партию, то в последнее время он пошел еще дальше.

Например, в одном из последних постов  под «социалистом» начал подразумеваться… Дональд Трамп. Да, именно так: один из самых правых политиков США, миллиардер и республиканец (а так же сын миллиардера и республиканца), был «обвинен» питерцем Олегом Макаренко в том, что он «вынужден прислушиваться к толпе». Да, именно так: оказывается, американский президент обязан хоть как-то соответствовать ожиданиям своих избирателей. А значит - должен делать что-то в их интересах. Даже если речь идет не о «хлебе», а о «зрелищах». Под которыми Макаренко подразумевает освоение космоса, связанное с выделением аж целых 25 млрд. долларов для НАСА.
Про это в приведенном посте написано буквально следующее: «…против Дональда Трампа единым фронтом выступят миллиардеры-социалисты с их обещаниями раскулачить средний класс и раздать каждому безработному негру по целой тележке бесплатных пицц. Так как пообещать то же самое Дональд Трамп не может, - ибо как раз и опирается на средний класс, - ему приходится вкладываться в зрелища.»  Тут прекрасно все. И то, что некие миллиардеры-социалисты (видимо, Берни Сандерс) собираются «раскулачить средний класс» - в то время, как сами американцы давно уже пишут про то, что этого самого «среднего класса» давно уже не осталось, поскольку он давно уже поглощен нынешней «кредитной экономикой».

(Кстати, забавно тут использование слова «раскулачивание» - при том, что в действительности речь идет о совершенно обратном: о пролетаризации мелкой буржуазии, описанной еще Марксом.) И то, что главной целью космической программы подразумевается «зрелище». (Это, видимо, можно интерпретировать в том смысле, что Фритц выступает сторонником т.н. «лунного заговора». Т.е., идеи о том, что полеты на Луну были сняты в павильонах Мосфильма Голливуда.)
Разумеется, так же не может не удивлять обозначение 25 млрд. долларов, как «колоссальной суммы». Хотя, на самом деле по американским меркам это - довольно средняя величина. Напомню, что в прошлом году государственный долг США увеличивался примерно на 2,1 млрд. долларов в день. (Отсюда можно увидеть, что 25 млрд. $ - это всего лишь 12 дней работы федерального правительства.) Для сравнения: стоимость реальной лунной программы Соединенных Штатов - «Аполлона» - составила как раз указанные 25 миллиардов. Однако с учетом инфляции эта сумма оказывается много больше - порядка 200-220 млрд. долларов. Т.е., примерно в десять раз больше, нежели выделено сегодня.

То есть, «фантастическое» - по мнению Фритцморгена - финансирование, способное нанести вред американской экономике, в действительности оказывается для нее фактически «булавочным уколом». Скромным по сравнению с действительно фантастическими военными расходами - которые составляю 740 млрд. $ в год. (Напомню, что указанные 25 млрд. - это средства, распределенные на 4 года - до 2024. В год получится чуть больше 6 млрд. долларов.) Впрочем, самое интересное тут не это. А то, что и «военные», и «космические» деньги выделяются, в общем случае, под одну и ту же задачу. Под ту самую «Make America Great Again», которая с самого начала прихода Трампа стала главной целью его существования. Т.е., под «реиндустриализацию», которая представляет собой «возвращение» в Соединенные Штаты значительной доли обрабатывающей промышленности. Той самой, что в течение последних трех десятилетий в активном режиме выводилась из нее в Китай и иные страны Юго-Восточной Азии.

* * *
Напомню, что указанный процесс еще недавно казался более, чем благоприятным. Настолько, что под него был даже подведен соответствующий «фундамент» в виде широко раскрученной «теории постиндустриализма». Согласно которой никакие заводы и фабрики для современного общества больше не нужны - поскольку основная доля прибавочной стоимости делается не на них, а в т.е. «экономике знаний». Правда, под последней изначально (в 1980 - начале 1990 годов) подразумевались университеты и лаборатории, однако впоследствии стали все чаще говорить об «экономике услуг». Разумеется, особо не конкретизируя то, чем же являются эти самые «услуги» - и, главное, почему они должны быть более совершенными в экономическом плане, нежели производство товаров. Тем более, что изначально - в те самые 1980-1990 годы - реальность казалась прекрасно соответствующей данной «теории». В том смысле, что заводов в США становилось все меньше - а размер ВВП становился все больше.

Однако уже в следующем десятилетии стало понятным, что данная концепция далека от идеала. А точнее - что она вообще имеет малое отношение к реальной жизни. В том смысле, что пресловутый «крах доткомов», случившийся в 2001 году, показал, что пресловутая «экономика знаний» (или «экономика услуг») - которая тогда ассоциировалась исключительно с IT - на самом деле является ничем иным, как биржевым пузырем. А последовавший через семь лет «ипотечный кризис» 2008 года привел доказательства того, что подобным пузырем является подавляющая часть т.н. «новой экономики», созданной в США. (Т.е., экономики, отличной от «экономики заводов и фабрик».)

Избежать катастрофы тогда удалось только через форсированное заваливание Соединенных Штатов «кредитными деньгами» - то есть, через резкое увеличение и государственного и частного долга. Однако даже тогда все понимали, что возможности данного пути крайне ограничены - поэтому его никто не собирался поддерживать бесконечно долго. Поэтому основная идея по выходу из кризиса состояла в том, чтобы указанным «смягчением» - то есть, резким повышением доступности кредитования - вызвать рост экономики в стране, после чего вернуться к «нормальному» режиму работы.

* * *
Кстати, если говорить честно, то подобная концепция основывалась на вполне очевидном (для США) примере. Дело в том, что в американской истории уже был период резкого роста государственного и частного долга, который впоследствии удалось «отыграть» назад. Речь идет о периоде после Великой Депрессии и Второй Мировой войны, во время которого тот же госдолг достигал значение, превышающего 100% ВВП. (В 1946 году его величина составляла 121% ВВП.) Однако именно тогда был заложен фундамент того колоссального роста экономики, который не только позволил впоследствии свести данный показатель (отношение долга/ВВП) к минимуму - к 30% в 1980 году, но и превратить страну в самое богатое государство мира. Однако в этот раз подобный фокус не удался. В том смысле, что получить «автоматический» экономический рост - в смысле, рост, не зависимый от заливания «халявными» долларами - так и не удалось. (Стоило в 2017-2018 году чуть увеличить ключевую ставку - и американская экономика начала показывать очевидные проблемы.)

Причина этого различия состояла в том, что если в 1950 годах полученные кредиты вкладывались в «физическое производство» - в тем самые заводы и фабрики - то в 2010 они сразу же оказывались на «спекулятивном рынке». Т.е., прямиком переходили в карманы финансистов, повышая их «могущество» - при том, что ресурсы всех остальных (в том числе, и государства) очевидно падали. Вместе с экономической стабильностью. И, разумеется, все попытки «вернуть экономику на землю» - т.е., перевести с концепции роста виртуальных цифр на банковских счетах в рост материальных ресурсов - оказывались бесплодными. Точнее, они начинали напоминать пресловутый «договор с дьяволом» - когда формально все хорошо, но по существу - издевательство.

Это прекрасно можно увидеть на примере той же «сланцевой революции», коя мыслилась, как важный шаг «материализации» экономического роста. (То есть - как возврат денег с «финансовых небес» на «физическую землю».) В том смысле, что сланцевых нефти и газа действительно стали добывать больше, однако перейти на «положительный» баланс - и в финансовом, и в энергетическом плане - для подавляющей части проектов так и не удалось. То есть - отрасль в общем виде так и осталась «дотационной». (Существующей за счет дешевых кредитов.) То же самое следует сказать и про пресловутые «стратапы», расплодившиемя в современных США, как кролики. В том смысле, что подавляющее большинство их так и не смогло выйти на уровень получения прибыли, существуя исключительно за счет привлечения денег со стороны «инвесторов». (Причем, речь тут идет именно о тех, кто вошел в пресловутый «1% успешных» - как тот же Маск.) Более того: даже те из «новых предприятий», которые - как кажутся многим - смогли переступить данный порог, в действительности часто выступают лишь «утилизаторами» имеющихся ресурсов. (Как пресловутый Uber и другие «агрегаторы такси», кои просто выжирают имеющиеся «трудовые избытки».)

* * *
В любом случае, к настоящему времени очень многим стало очевидно, что использовать данный «экономический подъем» для наиболее важной задачи экономики - т.е., для поддержания самого существования современного человека - практически невозможно. Именно поэтому американские властители - которые, вопреки мнению российских патриотов, не являются идиотами - продолжили отчаянные поиски пути для запуска «действительного развития». Т.е., для такого экономического движения, которое будет способно поддерживать имеющуюся физическую инфраструктуру - в том числе, и в военно-политическом плане. На этом фоне ставка на космическую программу выглядит довольно логичной - поскольку она, в конечном итоге, предполагает создание реальных ценностей. (Тех, которые можно потрогать «физически» - и «физически» же использовать.) А, во-вторых, она - гипотетически - способна восстановить то самое технологическое преимущество Запада, кое в последние 500 лет выступало единственной причиной его мирового господства.

Правда, существует огромная вероятность того, что это «Make America Great Again» закончится так же, как и все остальное. В том смысле, что ушлые «стартаперы» сумеют найти способ перевода всего «космического пара» в «свисток». Т.е., в финансовые активы. Кстати, тот же Маск, судя по всему, занимается именно этим - правда, делает данное дело так успешно, что никто не может найти реальных улик против данного господина. (То есть - интуитивно многие понимают, что это - имитация, но доказать таковую не могут. Ну, на самом деле: «Тесла» ездит, «фальконы» летают - что еще нужно?) На этом фоне стремление вложить деньги не просто в «экономику» - что сейчас практически эквивалентно стремлению наполнить бочку без дна - а в конкретную программу, имеющую конкретные сроки, вполне очевидно. (Еще раз: как было сказано выше, попытки выйти из кризиса за счет той же «частной космонавтики» не принесли особых успехов. В том смысле, что шуму создано много, либералы по всему миру пускают слюни от радости - однако американская экономика так и остается спекулятивной вместо «инженерной».)

В общем, подводя итоги, можно сказать, что приведенное Фритцморгеном действие американского президента ни к какому социализму отношения не имеет, выступая совершенно обратным. А именно - поиском пути спасения капиталистической экономики, находящейся в глубочайшем кризисе. Впрочем, если считать социализм способом, призванным как раз не допустить попадания в катастрофу - таковую, как та же «Великая Депрессия» - то, наверное, тут действительно можно отметить «социалистичность» Трампа. А равно - и практически всех западных лидеров, действительно озабоченных ускользанием недавнего «цивилизационного
превосходства». (Вот у российских этого действительно нет - они практически все ультразападники. Даже те, кто рядится в «патриотические одежды».)

И поэтому указанный факт может быть признан прекрасной иллюстрацией современной российской «правой мысли». (К которой однозначно относится Фритцморген.) Которая является мыслью, более чем фундаменталистской, и очень мало связанной с действительной реальностью. С той самой «физической экономикой», которая вот уже несколько десятилетий находится в катастрофическом кризисе - и которая до сих пор находится на «периферии внимания» наших экономистов. (Существуя только потому, что помимо экономистов в РФ есть еще представители иных профессий, «вхожие» во власть - например, военные или транспортники. Которым нужны танки, ракеты, дороги и мосты - а не пресловутый «рост экономики».)

Ну, а о том, что отсюда следует, надо будет говорить уже отдельно.

2020 годы, США, космос, кризис, правое мышление, Фритцморген

Previous post Next post
Up