Я вот еще о чем подумала. Довольно значительная часть культуры (и даже науки) была создана в монастырях, монахами и духовными лицами вообще. То есть несмотря на то, что эти граждане вроде бы и выполняли какой-то, даже значительный труд (все-таки создавать опиум для народа - это тоже определенные регулярные действия, опять же, психологическая работа с населением, да и поддержание монастырского хозяйства), у них находилось время на создание произведений философии, искусства или научные исследования. В России с этим было не очень, пожалуй, иконопись - это единственный культурный вклад Православия (ну ок, существовала, конечно, и православная духовная философия, но она как-то не вышла за пределы узкого круга сильноверующих и не оказала - в отличие от Бэкона с Оккамом, или даже банально от более поздних православных философов - никакого влияния на мировую культуру или даже на российскую). А вот на Западе с этим все было хорошо, живопись, музыка, литература, философия, даже наука - сначала полностью, а потом частично рождались в монастырях. И все это оказывало сильное влияние на народную культуру (скажем, рождественские песни), привязанную к производству. Так, просто мысль в дополнение.
Таки да. В те времена, именно священники и монахи были теми людьми, что имели возможность думать о чём-то, что выше естественных человеческих желаний. Остальным, подавленным эксплуатацией, возможности такой не было. И да, та же древнегреческая философия - пропала бы втуне, если бы средневековые клирики её не сберегли. Потом, народная культура - тоже, да, в немалой степени создавалась религией. Таков был тогда необходимый этап.
Что до вклада православия - кроме иконописи, есть ещё один, менее известный. Идея "русского космизма" - совершенно мистическая, но она, как декабристы Герцена, "разбудила" Циолковского, натолкнув его на идею космических полётов.
Причина та же самая, что и общий прогресс Западной Европы, и вечное отставание от неё России. Природные условия, которые определяют рентабельность сельского хозяйства. Условно говоря, если закопал в землю мешок картошки, а через месяц выросло три мешка - то можно содержать монахов-философов. А если закопанный мешок даёт урожай один-к-одному или чуть больше, то тут не до "культуры", дожить бы до следующего урожая.
Монахи трудились столько же, сколько миряне. Но а) делали это коллективно, б) у них не было детей, а значит имелся избыток прибавочного продукта, в) иерархи были объединены в одно целое (католическую церковь). Их конфликты были слабее, чем у обычных вооруженых до зубов феодалов.
Вы не слышали про такие штуки, как мужской монастырь, женский монастырь и приют для подкидышей? Подкидышей монахи кормили и как могли о них заботились. Другое дело, что и это монахи делали коллективно, да и через несколько лет подкидыш становился послушником и начинал отрабатывать содержание.
Вы, голубушка, лучше с нами поделитесь, как на пресловутом Западле, обходятся без отключения горячей воды. У нас-то, вон, как лето - стоп, машина! Отключают на два м-ца горячую водицу. Неужто и в Джермании так-то? Так жалею, что в 1970- 1975 годах не поинтересовался в ГДР ( в ГСВГ службочку проходил) этим вопросом. Или у вас там, в этих заграницах, тоже творится чёрт-те что? если так, то не иначе толерантность вас сгубила. Тогда уж читайте Тило Саррацина!
В России с этим было не очень, пожалуй, иконопись - это единственный культурный вклад Православия (ну ок, существовала, конечно, и православная духовная философия, но она как-то не вышла за пределы узкого круга сильноверующих и не оказала - в отличие от Бэкона с Оккамом, или даже банально от более поздних православных философов - никакого влияния на мировую культуру или даже на российскую).
А вот на Западе с этим все было хорошо, живопись, музыка, литература, философия, даже наука - сначала полностью, а потом частично рождались в монастырях.
И все это оказывало сильное влияние на народную культуру (скажем, рождественские песни), привязанную к производству.
Так, просто мысль в дополнение.
Reply
Что до вклада православия - кроме иконописи, есть ещё один, менее известный. Идея "русского космизма" - совершенно мистическая, но она, как декабристы Герцена, "разбудила" Циолковского, натолкнув его на идею космических полётов.
Reply
Причина та же самая, что и общий прогресс Западной Европы, и вечное отставание от неё России. Природные условия, которые определяют рентабельность сельского хозяйства. Условно говоря, если закопал в землю мешок картошки, а через месяц выросло три мешка - то можно содержать монахов-философов. А если закопанный мешок даёт урожай один-к-одному или чуть больше, то тут не до "культуры", дожить бы до следующего урожая.
Reply
Reply
Подкидышей монахи кормили и как могли о них заботились.
Другое дело, что и это монахи делали коллективно, да и через несколько лет подкидыш становился послушником и начинал отрабатывать содержание.
Reply
Reply
Чего только не придумают патриархальные угнетатели:)
Reply
Reply
Leave a comment