Атомные игрушки США Понимаю, что мегабоян, но все же очень интересный факт:
Самым знаменитым можно назвать набор "Gilbert U-238 Atomic Energy Lab" фирмы Aс Gilbert. Выпускался с 1951 по 1953 год. Продавался по 50$ - цена для того времени довольно высокая (1$ того времени - примерно 10$ современных).
Набор включал в себя четыре типа урановой руды, источник бета-альфа излучения (Pb-210), источник "чистого" бета излучения (Ru-106), источник гамма-излучения (Zn-65), спинтарископ, камеры Вильсона с собственным источником альфа-излучения, электроскоп, счетчик Гейгера, справочное руководство, а также научно-популярную книгу "Dagwood Splits the Atom".
В общем, все, что надо для того, чтобы ребенок почувствовал себя настоящим властителем атома! (И сделал первый шаг с собственной атомной бомбе. Шутка). В дальнейшем, впрочем, продажу активных изотопов запретили и набор выходил только с образцами урановой руды.
Но этот набор был не единственным. Например, в 1960 году выпускался набор "Аtomic Energy Lab". Он включал в себя три экспериментальные установки:
всю тот же спинтарископ, камеру Вильсона и электроскоп. В набор включались два образца природной радиоактивности: урановая руда и радий.
Отличительной особенностью набора было то, что представленные в нем измерительные приборы требовалось собрать самому, тем самым прививая определенные инженерные качества.
Помимо этого, в то же время продавались, например, счетчики Гейгера для школьников, очевидно, с расчетом на то, что последние будут использовать их для своих опытов. Источники же излучения можно было приобрести в наборах для химических опытов. Кроме того, образцы урановой руды входили в традиционные наборы минералов.
Сейчас подобное может показаться верхом беспечности: ведь радиоактивность представляется неким исчадием дьявола. Но в 1950 годах дьявол был всего-лишь персонажем старинных сказок. А атомная энергия была всего-лишь одним из вершин взлета человеческой мысли. Опасность атомной энергии, кстати, никто не оспаривал с самого начала - ведь ее триумфальное пришествие началось с бомбы, сброшенной на Хиросиму. И результаты воздействия радиации были налицо.
Но это была вполне "земная" опасность, которая при помощи человеческого разума вполне могла быть преодолена. И уж конечно, никакая опасность не могла привести к выбору "политики страуса" - к тому, что предмет опасности выводился из "зоны обсуждения", как будто его нет - подобно тому, как это сделано сейчас. Нет, единственным путем уменьшения опасности казалось максимальное знание о мире.
Этот путь оказался верным. Те школьники, что в 1950 годы экспериментировали над радиоактивными материалами, через двадцать лет смогли построить аппарат для высадки на Луну. Но главное, они смогли уберечь мир от вступления в бессмысленную мировую бойню. Привычка не прятать голову в песок помогла им понять, что имеет смысл уметь договариваться, что иногда стоит умерить свои амбиции ради того, чтобы не случилось страшное.
Смогут ли это делать люди, которые вместо реальности привыкли общаться с "виртуальностью" - сложно сказать.
PS.
Маленькое отступление. Путь индивидуальных конструкторов и наборов, а равно как и лабораторий в сараях и гаражах - это, в общем-то американский путь. Он, при всех своих достоинствах, довольно дорог. Наша страна нашла иной путь - столь же эффективный, но гораздо более дешевый: путь кружков и Домов Пионеров. Но и у нас со временем шел тот же процесс - стремление заменить реальное познание "виртуальным".
Я вспоминаю свой школьный курс физики (конец 1980 -нач. 1990 годов) - при всем прочем, было удивительно увидеть школьную лаборантскую, набитую всевозможными приборами и приспособлениями для опытов, так как на уроке использовалось, наверное, не более 10% от того, что было там. Говорят, что это - результат очередных школьных реформ, которые проводились еще в СССР, и были направлены на все большее "отеоречивание" образования.
Как говориться, чем дальше -тем более образование сводится к бесконечному заполнению бумаг (и пресловутый Фурсенко тут не причем. Это началось задолго до него) Теперь же все стало еще более странным - вместо реальных экспериментов нынче сплошное "мультимедиа". Образование становится полностью виртуальным.